БОГОМИЛЬСТВО, БОГОМИЛЫ

БОГОМИЛЬСТВО, БОГОМИЛЫ – религиозно-дуалистическое, антицерковное и антифеодальное движение, одно из крупнейших религиозно-социальных еретических движений на Балканах и в Малой Азии в X–XIV вв., разновидность раннесредневековых христианских ересей (см. Ересь). Возникло в X в. на Балканском полуострове, в византийских провинциях (Македония, Фракия) и в Болгарском царстве во времена правления Петра (927–968 гг.). Названо по имени (или прозвищу) основателя движения,  македонского сельского священника – попа Богомила (возможно, это – калька с греческого имени Феофил). Первоначально название «богомилы» засвидетельствовано в византийских источниках XI–XII вв.; впервые упоминается в письме константинопольского патриарха Феофилакта (933–956 гг.) болгарскому царю Петру (в средневековых сербских текстах в качестве синонима используется термин «бабуны»). Истоки богомильства восходят к дуалистическим течениям раннего христианства (гностицизм, манихейство и др.) и более поздним движениям – павликианству, евтихтству (мессалианству), византийским радикальным монашеским группам постников и энкратитов. Богомильство возникло в условиях политической и социально-экономической напряжённости, соперничества греческой и латинской церквей, борьбы с исламом; заметную роль в его возникновении сыграло также иконоборческое движение (см. Иконоборчество). На характер богомильского движения оказала влияние неоднородность этнокультурного состава последователей богомильства (греки, славяне и др.), которая приводила к развитию различных течений внутри богомильства. Основу движения составляли представители низшего духовенства и провинциальное монашество (в первую очередь, странствующие иноки, не принадлежавшие к определённым монастырям). Отсюда, вероятно, одно из названий богомилов – «кудугеры» (от болг. калугер – монах). Этнокультурные и связанные с ними идейные особенности разных течений богомильства затрудняют исследователям реконструкцию богомильского вероучения. Понимание его некоторых особенностей осложняется также апокрифичностью изложения и почти полным отсутствием богомильских сочинений – за исключением одного фрагмента не сохранилось ни одного подлинного текста. Основные сведения о вероучении богомильства исследователи черпают из произведений их противников, поскольку от эпохи длительной борьбы с богомильской ересью дошла довольно обширная антибогомильская литература, как славянская («Беседы на новоявльшуюся ересь Богумилову» болгарского церковного деятеля X в. Козьмы Пресвитера), так и греческая («Против богомилов» византийского писателя конца XI в. Евфимия Зигабена, свидетельства Анны Комнин, «Синодик царя Бориса», документы Ватикана и др.). Эти документы включают интерпретации идей богомилов и цитаты из их произведений. При всех идейных различиях богомильских творений их представления о Боге, творении, человеке объединял дуализм, исходивший из идеи существования и вечной борьбы двух могущественных антагонистов – доброго, светлого начала и злого, тёмного. Но в отличие от павликиан богомилы были умеренными дуалистами, т.к. считали, что добро победит зло (Сатана будет уничтожен). Имя ересиарха и его учения сразу же с успехом было обыграно в обличительной литературе. Так, у Козьмы Пресвитера: «А поистинне рещи – Богу не мил» (игра на созвучии эпитетов «богомильский» – «богомерзкий» и т.п.). Несмотря на несомненное влияние манихейства, а также ересей павликиан и мессалиан, богомильство было самобытным и имеющим собственные корни религиозным движением. Теория и практика богомильства изменялась в зависимости от места и времени его существования. Но даже многие существенные его черты исследователям представляются недостаточно ясными из-за отсутствия исторических источников богомильского происхождения, если и существовавших когда-либо, то истреблённых противниками богомилов – восточной и западной церковной иерархией, находившей поддержку у государственной власти. Предположение о возможности найти черты богомильства в старой славянской апокрифической литературе научными исследованиями оправдались мало.

 



 
PR-CY.ru