БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 2

Византийский богослов Иоанн Дамаскин (около 675 – около 750 гг.) писал: «Господь соорудил Себе одушевлённую лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба, и на которой утверждается Бог. Духовная лествица, т.е. Дева, утверждена на земле, потому что Она родилась на земле; глава Её касалась неба, потому что глава Её был Бог и Отец». Обетование об искуплении, называемое у толкователей Священного Писания «Первоевангелием Иакова Младшего» (апокрифическая «Книга о рождестве Марии», II в., Египет), заключено в Божьих словах, обращённых к змию-обольстителю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Так как в образе змия скрывался «великий дракон, древний змий, называемый диаволом» (Откр. 12:9), то под женой толкователи понимают не собственно Еву и не какую-либо другую обыкновенную жену, тем более что потомство Евы до самого пришествия в мир Иисуса Христа не имело большого успеха в борьбе с духовным змием. Святитель Епифаний Кипрский (около 315–403 гг.) по этому поводу замечает: «Бог говорит змию: вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем её; но такого семени жены нигде нельзя найти; посему лишь гадательно относится к Еве вражда, которую поведёт с её потомством змий и бывший в змии завистник – диавол». Но в чём причина зависти дьявола? Думается, что дьявол, сам являясь частью природы, не может над ней господствовать, как Бог-Творец. Поклонение дьяволу означает поклонение лишь естественным законам природы, телесному в человеке, что в христианском понимании означает грех. Борьба же с дьяволом – это борьба за приоритет духа над плотью. А кто эта жена, исправляющая грех Евы? Иоанн Дамаскин писал: «Ева сделалась первой преступницей, и через неё, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божьей, ввела в мир бессмертие». Богословы подчёркивают данный аспект: падение прародителей подчинило духовное начало природному и тем самым лишило человека бессмертия (а страх смерти – основа религиозности человека). Они также утверждают, что жена, о которой говорит Бог, есть именно Пречистая Дева Мария, благословенная и ублажаемая, через Которую Слово стало плотью наитием Святого Духа и силой Всевышнего, что убережёт человечество от подчинения духовного начала телесному и тем самым – от страха смерти. Семя жены, прежде полностью подчинённое тёмным силам природы, теперь восторжествовало над ними, упразднило смертоносного дьявола, разрушило его дела и своим страданием, смертью и воскресением сокрушило главу змия-обольстителя; это и есть Спаситель мира – Иисус Христос. Считается, что впоследствии это Божье обетование, благоговейно сохраняясь в человечестве, развивалось и уяснялось ещё пророками. Главным средоточием пророческих предвестий был Иисус Христос, но т.к. Его Пречистая Матерь также послужила делу спасения людей, то в Священном Писании есть пророчества и о Ней, излагаемые вместе с предсказаниями о Спасителе. Хотя выражения «Матерь Божья» и «Богородица» в библейских рассказах прямо не встречаются, не упоминается также ни об обстоятельствах Её Рождества, ни Введения во Храм, ни Её жизнь после Пятидесятницы, исследователи все посвящённые Марии библейские стихи делят на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), на ветхозаветные пророчества о Деве, Которой надлежит стать матерью Христа, и на библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Марии. Православная церковь в богослужебных канонах и песнопениях (а также в творениях Отцов) указывает на ряд ветхозаветных предъизображений (прообразований) Приснодевы. Так, византийский подвижник, теолог и поэт-гимнограф Андрей Критский (около 660 – около 740 гг.) замечает: «Во всём вообще Богодухновенном Писании внимательный исследователь увидит разные указания на Пречистую Деву Марию, рассеянные повсюду». Византийский богослов, идеолог иконопочитателей Иоанн Дамаскин (около 675 – около 753 гг.) называет Пресвятую Деву «Богородицей по предвидению Божию предопределённую в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованною и предвозвещённою Духом Святым».

 



 
PR-CY.ru