БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ

БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ (со времени Цинцендорфа назывались также моравскими братьями) – религиозная секта, возникшая в Богемии в XV в, основанная знаменитым проповедником непротивления злу насилием Петром Хельчицким (около 1390 – около 1460 гг.), помещиком и мирянином, разочаровавшимся в учении католической церкви. Он стал проповедовать собственное учение («учение о справедливости»), требуя возвращения к первым векам христианства и своими сочинениями («Сеть веры») приобрёл себе многих приверженцев, называвшихся братьями Хельчицкими, которые под руководством бывшего францисканского монаха Грегора, племянника утраквистского епископа Рокичаны, образовали вместе с остатками таборитов и более строгими каликстинцами (чашниками) самостоятельную религиозную общину. В 1457 г. в отведённой им королём Георгом Подибрадом деревне Кунвальде ими была основана колония, где они нашли в священнике Михаиле Брадаче энергического борца за своё дело. Новая община получила название братское единение (Unitas fratrum), а её члены именовались братьями Христова закона (fratres legis Christi), или просто – братьями. Преследуемые правительством, они в 1467 г. в деревне Хотке (близ Рейхенау) совершенно отреклись от католической церкви и избрали по жребию трёх старшин, рукоположенных в епископы жившим в Австрии епископом вальденцев («лионских братьев») – Стефаном. С тех пор они жили в пустынях и пещерах (отсюда данное им в насмешку прозвище «пещерники»), но строгостью нравов и братским единением в духе учения Христа всё больше и больше приобретали последователей, так что ко времени Реформации у них было около сотни своих молелен. Представленное ими в 1532 г. маркграфу Георгу Бранденбургскому (1539–1603 гг.) и в 1535 г. королю Венгрии и Богемии Фердинанду I (1503–1564 гг.) «Исповедание веры» расположило в их пользу даже инициатора Реформации Мартина Лютера (1483–1546 гг.). Но за отказ сражаться против протестантов в Шмалькальденской войне они были изгнаны Фердинандом из Австрии. Около 1000 человек выселилось 1548 г. в Польшу, где последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии Альбрехт (1490–1568 гг.) отвёл им для местожительства Мариенвердер. В 1570 г. они заключили с польскими лютеранами и реформатами Сандомирское соглашение, в силу которого на них потом были распространены льготы Диссидентского мира 1572 г. В Богемии они добились терпимости в силу так называемого Confessio Bohemica 1575 г. («Исповедания веры»), выработанного ими вместе с другими евангелическими церквами страны. Несчастный для протестантов исход богемской войны имел своим последствием почти окончательное уничтожение братьев в Богемии. Только граф Цинцендорф (1700–1760 гг.), давший в 1772 г. многим из них убежище в своём саксонском поместье Герренгуте, до некоторой степени снова восстановил братскую общину. В России богемские братья жили в Сарепте (Саратовской губернии). Особенности их учения (кроме требования чистоты апостольской жизни) заключались в сохранении безбрачия и семи таинств, в признании только духовного причастия и в отвержении спасения одной верой. Военная присяга и государственная служба отвергались ими как несогласные с Горней проповедью. Церковное устройство их тоже было основано на Священном Писании: проповедью и причастием заведовали пресвитеры (ministri), тогда как надзор за церковным благочинием находился в руках епископов (episcopi или semores). Внутренними делами общины заведовали синоды. См. также Чешские братья.

 
PR-CY.ru