БЛИНОВ Николай Николаевич

БЛИНОВ Николай Николаевич (род. в 1839 г.) – священник и выдающийся педагог. После окончания курса в Вятской семинарии был определён в 1861 г. священником в с. Карсавай, в самой бедной и глухой части Глазовского уезда, Вятской губернии. Приход этого села был населён преимущественно вотяками и пермяками, которые в то время не знали даже употребления телег и пилы. Здесь, среди тяжёлой материальной обстановки, Блинов пробыл три года, внося по мере возможности свет знания в среду инородцев: составил азбуку по звуковому методу для вотяков («Лыдзон»), писал статьи по этнографии и статистике Карсавайского края. В 1864 г. он был переведён в с. Бахту, близ г. Вятки, где создал образцово поставленную школу, составил несколько руководств для школы и написал ряд статей педагогического содержания, проникнутых желанием пробудить в учащихся стремление к самодеятельности. Незаурядная деятельность энергичного священника на педагогическом и отчасти на публицистическом поприще вызвала недоброжелательное отношение к нему администрации: Блинову пришлось оставить Бахту и перебраться сначала в г. Нолинск, на место преподавателя Духовного училища, а потом в г. Вятку, где губернская земская управа предложила ему заняться разработкой статистических данных. Участие Блинова в борьбе за судьбу существовавшей в то время (в конце 1870 гг.) в Вятке земской Учительской семинарии навлекло на него новые неприятности, но благодаря заступничеству одного из членов Синода он был назначен священником в г. Сарапуль. В 1895 г., по ложному доносу, Блинов был переведён в Бемышевский завод, Елабужского уезда, а в 1898 г. был приглашён вятской губернской земской управой для редактирования «Вятской газеты». Однако губернская администрация, вначале не препятствовавшая этому, вскоре изменила своё отношение к Блинову, и ему пришлось занять место священника в г. Орлове. Н.Ф. Бунаков в написанной им биографии Блинова («Критико-биографический словарь» С.А. Венгерова, т. III) даёт такой отзыв о нём: «Симпатичный образ этого русского народного учителя-энтузиаста, с убеждённым одушевлением и какой-то нервной торопливостью излагающего свои чистые и честные идеи о народном просвещении, о народной школе, о народном благе – никогда не изгладится из моего воображения». В рассказах «На ниве народной» и особенно «Батюшка в селе» Блинов наглядно показывает, какую просветительную роль могло бы сыграть духовенство в глухой деревне. Из его литературных произведений исследователи отмечают учебные пособия «О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ» (3 изд., Вятка, 1868–1870 гг. и СПб., 1875 г.) и «Учение – свет», а также «Пчёлку», книгу для чтения в народных школах, сборник стихотворений, пословиц, загадок. Известны также «Крестьянский трудовой год» (3 изд., 1903 г.), «Сельская общественная служба», десять бесед старосты крестьянина, «Земская служба, беседы гласного-крестьянина о земских делах», сцены из народной жизни «Мирон Петрович», «Свет и во тьме светит», «Жизнь Робинзона (в чём счастье?)», труды по этнографии и статистике – «Языческий культ вотяков» (Вятка, 1898 г.), «Движение народонаселения Карсавайского прихода» («Вятские губернские ведомости», 1869, №№ 14–35), «Движение народонаселения в Орловском уезде Вятской губернии» (Вятка, 1877 г.), «Народное образование в Вятской губернии в 1864–1874 гг.» (Вятка, 1875 г.).

 
PR-CY.ru