БОГОСЛОВИЕ - Страница 7

Из общего понятия о богослужении теологи выводят и его основные задачи: во-первых, догматико-церковная (т.е. ставящая целью пропаганду важнейших христианских представлений и понятий); во-вторых, нравственная (сводящаяся к доказательствам непреходящего значения основных категорий христианской морали); и, в-третьих, таинственная (т.е. требующая строгого соблюдения таинств и связанных с ними обрядов как условия получения благодатных даров Святого Духа). Центральное место в христианском богослужении отводится литургии, иначе называемой в православии обедней, в католицизме и лютеранстве – мессой, установленной Христом и апостолами, а в последующем развивавшейся и совершенствовавшейся отцами и учителями церкви (особенно популярными в православной церкви являются литургии, составленные Иоанном Златоустом и Василием Великим). Верующие при этом являются и слушателями, и участниками религиозных действий. Литургика ставит своей задачей обосновать необходимость таких составных частей богослужения, как молитвы, песнопения, чтение Библии, церковные поучения, совершение таинств. Молитвы считаются особенно важным моментом богослужения. По своему содержанию они подразделяются на славословия, благодарения и прошения. В славословиях верующие повторяют все атрибуты, характеризующие христианские представления о величии и всесовершенстве Бога, в благодарениях – воздают хвалу Всевышнему как благодетелю, в прошениях – вымаливают помощь и поддержку. В православной и католической церквах все тексты молитв канонизированы, в протестантизме допускается их импровизация. Богословы не скрывают, что молитвенное слово является высшей формой внушения и самовнушения, способствующей утверждению религиозных убеждений. В молитве человек начинает видеть магическую силу слова, способную вызвать сверхъестественное, чудесное. Прославление Бога, благодарность Ему и прошения составляют основное содержание и церковных песнопений, являющихся другим важнейшим моментом богослужений; одни и те же молитвы (например, «Отче наш») в одном случае читаются, в другом поются. Песнопения по своему содержанию делятся на псалмы, гимны, духовные песни. Их главное назначение состоит в пропаганде церковно-догматических представлений: в них прославляется воскресение Христа, воспеваются Его крестные страдания, чудо боговоплощения, Троица. Кроме того, воспеваются заслуги мучеников за веру, подвиги святых и другие церковные события. Церковь уделяет большое внимание не только содержанию богослужебных песен, но и их эмоциональному воздействию на верующих (в православных храмах получили распространение различные многоголосные напевы). Способы исполнения различных богослужебных песен различны. Так, акафисты исполняются стоя при участии всех присутствующих на богослужении, антифоны – попеременно на обоих клиросах, а для исполнения заключительной части канона (так называемой катавасии) певчие могут сходить с клироса на середину церкви. Канон составляют различные богослужебные песни, объединённые общностью своего содержания применительно к определённому празднику. В каноне, как правило, девять песен, но есть каноны, состоящие из четырёх, трёх и двух песен. Первый стих каждой песни (так называемый ирмос) всегда поётся, а остальные стихи, следующие за ирмосом (так называемые тропари) и поются, и читаются. Церковные богослужения сопровождаются целым рядом ритуальных требований к каждому верующему, который обязан совершать крестное знамение, становиться на колени, обнажать голову и т.п. Причём духовенство внушает каждому, что любое из этих обрядовых действий, являясь символом, имеет догматический или нравственный смысл. Так, соединение большого, указательного и среднего пальцев во время крестного знамения означает веру в триединого Бога, а наклон безымянного пальца и мизинца к ладони – единство божественного и человеческого в Иисусе Христе. Поклоны и коленопреклонения указывают на благословение и полную зависимость человека от Бога. Даже тот факт, что мужчина в церкви обязан обнажать голову, а женщина, наоборот, быть в головном уборе, истолковывается в том смысле, что мужчина является образом и славой Бога, а женщина головным убором подчёркивает свою скромность и целомудрие.

 



 
PR-CY.ru