БОГОСЛОВИЕ - Страница 5

Чтобы заслужить спасение (а без этого вера в Христа-Спасителя лишена смысла), человек, утверждают богословы, обязан следовать христианскому учению, верить и сообразовывать свои действия с требованиями этой веры. Он должен признать целый ряд догматов, в особенности догмат о церкви, которая сообщает людям благодать Святого Духа, и о её таинствах. Всем таинствам – крещению, миропомазанию, евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку – католическая и православная церкви придают догматическое значение. Протестантские и некоторые старообрядческие церкви (беспоповцы) признают только два таинства: крещение и евхаристию. В ряде случаев протестантами признаётся и третье таинство – покаяние. Каждый из христианских догматов обосновывается многообразной системой аргументов. Такие богословские представления о сущности Бога, как Его беспредельность, неизмеримость, вездеприсутствие, вечность, неизменность, всемогущество, всеведение, высочайшая премудрость, высочайшая свобода, бесконечная благость, правосудие, истинность, верность и т.п., доказываются ссылками на Ветхий и Новый Заветы, на Священное Предание. При этом из Библии и поучений отцов и учителей церкви берутся только те аргументы, которые в своей основе соответствуют современным тенденциям в богословии, и исключается всё то, что перестаёт согласовываться с новыми воззрениями. Нравственное богословие ставит своей задачей раскрыть сущность нравственности, показать преимущества христианской морали перед всеми другими этическими системами и доказать универсальное значение христианской морали в совершенствовании условий человеческого существования как решающего условия спасения. Иными словами, нравственное богословие учит тому, как должен поступать и действовать христианин в земной жизни, чтобы она стала средством для достижения спасения и вечного блаженства. Именно поэтому нравственное богословие ещё иначе называется деятельным или практическим богословием. Под нравственностью богословы понимают врождённую внутреннюю потребность человека, равнозначную инстинкту. В её основе лежит недоступная сознанию первопричина, определяющая содержание общих правил и норм поведения. Их осознание человеком есть отражение в его мышлении объективно существующего богооткровенного Закона или голоса Самого Бога. Единство веры и нравственности выводится богословами из их божественного происхождения: Творец одновременно является и законодателем. Ему подчинена и естественная необходимость, и нравственная свобода. Человек волен сделать выбор между добром и злом, но Бог при этом ограничивает порочное и помогает доброму. Тем самым Он, в конечном счёте, утверждает благодать и дарует вечную возможность нравственного обновления. Богословы утверждают, что нравственную силу человек обретает только через веру, через неё становится способным преодолеть неминуемое нравственное падение. Из вывода о сверхъестественной сущности нравственности они определяют критерий нравственного и безнравственного: условием, побуждающим личность к добрым намерениям и поступкам, является нравственный закон, который, по религиозным представлениям, есть нечто данное человеку в момент Творения. Будучи неизменным в своей сущности, применительно к индивидуальному сознанию он выступает в различных формах. В Ветхом Завете, данном Богом упрямому и жестокому, склонному к порокам и заблуждениям народу, нравственный закон сформулирован в виде определённых запретов и ограничений. В Новом Завете он сформулирован не в отрицательной, а в позитивной форме: возлюби Бога всем сердцем своим и всем разумением своим, а также возлюби ближнего, как самого себя. Исходя из признания божественного происхождения морали вообще и нравственного закона в частности, богословы делают вывод об общечеловеческом характере всех нравственных норм, который обусловлен не только формализацией богословской логики, но и практическими интересами церкви. Современные богословы не акцентируют внимания на библейской проповеди покорности и смирения, терпения и непротивления, всепрощения и повиновения, а обращают внимание верующих на такие моменты поучений, где содержится осуждение богатства, выдвигается требование равенства, уважения к обездоленным и угнетённым, порицается праздность и безделье.

 



 
PR-CY.ru