БОГОСЛОВИЕ - Страница 3

Православные теологи полагают, что причина деградации нравственности заключается в разрыве, который образовался в последнее время между научно-техническим прогрессом и нравственным состоянием современного мира. Если эту пропасть, по их словам, заполнить растущей религиозностью, то «мятущиеся и смущённые христианские сердца могут найти разрешение всех своих тревог и сомнений». Важнейшим доказательством богооткровенного характера христианской религии богословы считают чудеса и пророчества, подчеркивая, что отрицать чудо – значит отрицать и религию. При этом современные богословы пытаются создать у верующих представление о том, что чудесное не противоречит научному, а сверхъестественное – закономерному. Обыденное сознание, по мнению и католических, и православных теологов, считает чудесным только то, что выходит из разряда законов природы; всё остальное многообразие чудес оно относит к её естественным свойствам. Теологи подчёркивают, что, наблюдая чудесные свойства растений, животных, ежечасно сталкиваясь с чудесной целесообразностью в природе, никто не размышляет над «мудрейшим произведением Творца», а между тем это и есть наиболее распространённое чудо. Тем не менее, христианское представление о чудесном является отрицанием объективной закономерности в природе и обществе, что свидетельствует о непреходящем конфликте научных и религиозных представлений. Современные теологи пытаются выйти из положения разграничением понятий «естественного» и «закономерного»; то, что считается чудом, по их мнению, является проявлением закономерности, но не физической, а иной реальности. Правда, все без исключения богословы признают наличие и таких чудес, которые выходят за рамки обычной законопоследовательности: такие чудеса, как триединство Бога, соединение во Христе божественных и человеческих качеств и др. Иными словами, они признают чудо одновременно и актом проявления сверхъестественной закономерности, и результатом свободной божественной воли. Важнейшим разделом теологии, в котором доказывается богоустановленность, истинность основных положений христианской веры, считается догматическое богословие. Его основной задачей является, во-первых, формирование ортодоксальных представлений о догмате как неизменной богооткровенной истине и, во-вторых, раскрытие содержания догматов применительно к духу времени, к изменившимся воззрениям верующих. Из представления о догмате как неизменной истине богословами делается вывод об усвоении его содержания только верой, а также о невозможности полного постижения разумом содержания догматических истин. Но, подчеркивая принципиальную невозможность постижения догмата разумом, богословы, в особенности в последнее время, стали утверждать, что между основными выводами догматического богословия и научными представлениями нет никакого противоречия. Невозможность полного познания содержания догмата, по их мнению, не мешает познанию частичному, или, что то же самое, постепенному «возрастанию в познании». Богословы сегодня пытаются пересмотреть некоторые традиционные представления о той или иной богооткровенной истине, довольно определённо говорят о непривлекательности прежних истолкований христианских догматов, в частности, таких, как искупление, вознесение, воскресение, догмат о церкви и т.п. Например, обращают внимание на традиционное понимание искупления как определённого выкупа перед Богом за совершённые прародителями грехи. В таком понимании догмата основным условием спасения человека и достижения им вечной счастливой жизни являются страдание и смерть. Но это, как заявляют богословы, может породить превратное представление о Боге и Его свойствах, поэтому они приходят к выводу, что следует приблизить истины Откровения к человеческому пониманию, учесть, что «истолкование догматов определяется мировоззрением своего времени, ибо иначе оно не удовлетворило бы своих современников и не достигло своей цели». Большое внимание в догматическом богословии уделяется выяснению значения каждого догмата в нравственном совершенствовании человека. Например, из догмата о единстве Бога делаются следующие нравственные выводы. Поскольку божественная Троица едина, постольку должно быть единство и в трёх составных частях человеческой сущности: в духе, душе и теле. Верующий не должен допускать преобладания материальных интересов над духовными, обязан подчинить все элементы своей природы достижению христианской истины, добра и блаженства.

 



 
PR-CY.ru