БОГОСЛОВИЕ - Страница 2

Под сущностью религии богословы подразумевают не что иное, как духовный союз человека с Богом, предполагающий возвышение человека до уровня Бога и нисхождение Бога к человеку. Отсюда, утверждают они, вытекает необходимость веры в единого Бога, в потусторонний мир, в бессмертие души и т.п. В основном богословии рассматриваются различные доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, физико-теологическое, нравственное, историческое, а также общие понятия о Боге, Его творении и Промысле. Кроме того, сюда входят катафатическое богословие – богопознание как восхождение по иерархической лестнице аналогий (утвердительная теология) и апофатическое богословие – специфическая для теизма парадигмальная установка теологии, утверждающая невыразимость Бога в позитивном знании (отрицательная теология). Согласно апофатической теологии, Бог может быть выражен только посредством отрицательных определений; в отличие от катафатической теологии она полагает в качестве единственного достоверного источника знания об Абсолюте непосредственное видение истины в акте Откровения. Раздел основного богословия в ряде случаев выделяется в самостоятельный курс и называется умозрительным богословием. Здесь даётся общее понятие об Откровении, перечисляются его основные признаки, в числе которых главными объявляются чудеса и пророчества, рассматриваются особенности ветхозаветного и новозаветного Откровений. Кроме того, большое внимание уделяется доказательствам сверхъестественного происхождения христианства, божественной сущности его Основателя, излагаются основные догматы христианской религии, обосновываются представления о «богодухновенном» характере Священного Писания, а в католических и православных курсах – также и Священного Предания. Система истолкования и аргументация отдельных вопросов со временем, естественно, меняется. Это объясняется тем, что христианским апологетам приходится считаться с меняющимся сознанием верующих и в соответствии с этим по-разному выходить из круга противоречий, свойственных всей богословской аргументации. Немалое внимание в христианской апологетике уделяется доказательствам благотворного влияния религии на искусство. Богословы подчёркивают, что у искусства и религии есть много общих сторон. И искусство, и религия, по их мнению, возвышают человека до возможности восприятия идеального, и то и другое выступает в конкретно-образном выражении, с самых древних времён они сопутствуют друг другу. Богословы отмечают, что искусство своим первоначальным происхождением полностью обязано религии, которая может считаться его колыбелью, что все значительные художественные ценности созданы под непосредственным влиянием религии. Они утверждают, что если бы это влияние кончилось, то искусство не смогло бы выполнять свои задачи по воспитанию в человеке чувства прекрасного. Богословы всех христианских вероисповеданий основным условием успехов в художественном творчестве считают именно обращение к Богу: чем выше религиозность художника, тем больше у него возможностей воспринимать прекрасное, заложенное в самом божественном Откровении. Только в Боге, говорят они, художник может увидеть воплощение невидимого божественного и видимого человеческого совершенства. В аналогичном плане христианская апологетика рассматривает проблемы соотношения религии и науки, религии и философии. В вопросе о соотношении религии и морали богословы исходят из постулата о невозможности существования истинной и совершенной нравственности без религии, как и существования религии без соответствующей ей нравственности. Утверждая неразрывную связь религии и нравственности, они ставят задачу выбраться из круга таких внутренних противоречий, как несовместимость существования зла со всеохватывающей идеей божественной любви, несоответствие между исходными теологическими представлениями о нравственности и её состоянием в мире. Тот факт, что в настоящее время наблюдается деградация нравственного сознания, растёт аморализм верующих христиан, богословы объясняют, главным образом, падением религиозности.

 



 
PR-CY.ru