БЛАГОВЕЩЕНИЕ

БЛАГОВЕЩЕНИЕ – один из древнейших церковных праздников в честь евангельского события – возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии «благой вести» о будущем рождении от неё Сына Божьего – Иисуса Христа. Общее значение этого слова: добрая, радостная весть, благовестие (то же, что и Евангелие), а частное указывает на праздник Благовещения, приходящийся на 25 марта (у католиков и протестантов). Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение по григорианскому календарю – 7 апреля. В православии этот день входит в число двунадесятых праздников. События Благовещения описаны апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой св. Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира. По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила («Радуйся, Благодатная») стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии, богослов и писатель Феофилакт Болгарский (1050/1060 – около 1126 гг.) в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты». Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского (около 213 – после 270 гг.), опасаясь нарушения её девства), Мария задала ангелу вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие – «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы. Мария, увидев в словах ангела Божью волю, произносит весьма значимые слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. По мнению одного из греческих Отцов церкви Афанасия Великого (около 295 – 373 гг.), своей покорностью и согласием Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах. О нём рассказывается в «Протоевангелии Иакова» и в «Книге о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие Псевдо-Матфея»; II в.). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к ней ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника. Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев рядом никого, она, испугавшись, вернулась домой (прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки, напоившей Елиезера, посланного её будущим женихом Исааком). Этот сюжет иногда называют ещё «предблаговещением» – т.е. подготовительным этапом к самому Благовещению. Сев за прялку, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его». В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода ангела Мария закончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твоё, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле». Церковное предание говорит также, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой. О Благовещении упоминается также в Коране (3:45–51, 19:16–26), где этот сюжет не имеет такого значения, т.к. в исламе Иисус не Бог, а пророк.

 



 
PR-CY.ru