БЛАГОВЕСТ

БЛАГОВЕСТ – один из видов церковного колокольного звона, звон в колокол для извещения о начале богослужения и во время службы. Под благовестом понимается звон в один колокол, которым христиане извещаются о начале богослужения, в противоположность «перезвону» (поочерёдный звон в несколько колоколов, иначе «перебор») и «трезвону» (собственно «три-звон», т.е. звон в несколько колоколов в три приёма). Благовестом, кроме того, отмечается важнейшая часть литургии (обедни). Хотя самого слова «благовест» в церковном уставе нет, его заменяют термины «бить», «клепать», «знаменать», «ударять», напоминающие о давних временах, когда колокола ещё не были в употреблении, и звон производился в другие предметы. Оно вошло в богослужебный обиход, соответствуя чувствам верующих, для которых зов церкви – радостная, благая весть: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» (Пс. 121.1). Церковный устав определяет характер звона в известные дни, например, благовест к великопостному богослужению бывает косный и медленный, а в большие праздники более продолжительный и менее косный. Иногда уставом указывается и сам колокол для благовеста, например, в простые дни великого поста благовест производится  в средний, «простодневный» колокол, а в Пасху «ударяют в великий кампан». Благовестом именуется звон и в случае извещения о траурных событиях и обстоятельствах: «И назавтрее весь день и до погребения царьского благовест был в большой колокол». В один колокол также «били» тревогу (набат), набатом же (частым звоном) население извещалось о начавшемся в пределах церковного прихода пожаре. Во время вьюг, метелей и туманов в сельских местностях производился охранительный звон, днём и ночью, пока длилось ненастье. В отличие от набата и церковного благовеста, в этих случаях звонили с некоторыми промежутками. В некоторых случаях церковный устав определяет даже и количество ударов в колокол, например, при начале третьего часа «кандиловжигатель взем благословение у настоятеля, и сотворив поклон, изшед ударяет в кампан трижды, а пред великим повечерьем бьет в било двенадцать раз». Лит.: Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения Православной церкви, 7-е изд. СПб., 1907 (репринтное издание: М., 1995).

 
PR-CY.ru