БИЧЕР-СТОУ Гарриет Элизабет

БИЧЕР-СТОУ Гарриет Элизабет (1811–1896 гг.) – знаменитая американская романистка, автор романов, повестей и рассказов, историко-публицистических, географических трудов, сочинений для юношества, трактата о «великих американках», а также стихотворений-медитаций на религиозные темы. Младшая дочь известного проповедника Лаймена Бичера, который был нонконформистом и аболиционистом, что не мешало ему воспитывать детей в духе фанатичной пуританской набожности, не допускавшей в круг чтения светской литературы. В 1826 г. она переселилась вместе с отцом в Бостон, а в 1832 г. – в Цинциннати, где была преподавательницей в женской школе её старшей сестры Кэтрин Бичер. После переезда семьи в Цинциннати Гарриет печатает в местном журнале «Очерк из новоанглийской жизни» («A New England Sketch»). Только река Огайо отделяла Цинциннати от рабовладельческого штата Кентукки. Через него нередко спасались в Канаду беглые рабы, иногда бежавшие целыми партиями. Нередко они находили убежище в доме пастора Бичера. Таким образом, Бичер-Стоу имела возможность познакомиться с ужасами рабства. Свои сведения в этой области она пополнила несколькими поездками на Юг. В 1836 г. она вышла замуж за преподавателя духовной семинарии, где преподавал и её отец, Кэлвина Стоу. В 1850 г. муж получил кафедру в колледже в Брансуике (штат Мэн), а в 1852 г. – в теологической семинарии в Андовере (Массачусетс). Семейная жизнь Бичер-Стоу была отягощена бедностью, постоянным нездоровьем, бесконечными домашними хлопотами (у супругов Стоу было шестеро детей). Тем не менее, она продолжает литературную работу, издаёт сборник «Мэйфлауэр, или Очерки нравов и характеров потомков пилигримов» («The Mayflower; or, Sketches of Scenes and Characters Among the Descendants of Pilgrims», 1843). Свою литературную работу Бичер-Стоу, побуждаемая в значительной степени материальной нуждой (заработок её мужа был весьма невелик, а семья быстро увеличивалась), начала несколькими повестями, а также рассказами для детей, печатавшимися с 1843 г., но не обращавшими на себя особого внимания. С детства мечтавшая о высокой миссии, она помогает беглым неграм, отдаёт много сил общей задаче облегчить участь рабов. К этой цели направлена и её литературная деятельность в предвоенные годы, в этом же пафос её знаменитого романа «Хижина дяди Тома» («Uncle Tom's Cabin», 1852). Главное содержание – жизнь рабов в Америке и отношение к ним их господ, как добрых, в душе осуждающих рабство, так и злых, пользующихся всей полнотой своей почти не ограниченной законом и совершенно неограниченной de facto власти. Роман был жестоким осуждением рабства как с точки зрения естественного человеческого чувства, так и с точки зрения христианства. Бичер-Стоу в этом романе (как и во всей своей жизни) предстаёт глубоко верующей христианкой, сильное религиозное чувство проникает все её произведения. Осуждение рабства в романе происходит и с точки зрения государственных интересов: рабство развращает и губит рабовладельцев не в меньшей мере, чем самих рабов. История жизни и мученической смерти дяди Тома, доброго, кроткого и честного человека, произвела сильное впечатление в стране. Книга написана непритязательно, традиционна по стилю, её гражданский пафос, ненавязчивая дидактичность вперемешку с юмором напоминают неформальные проповеди, имевшие целью утвердить в сознании паствы основные христианские и гражданские принципы. Развивая главный тезис – губительное влияние рабства на душу человека, – Бичер-Стоу представляет на суд читателя разные типы рабовладельцев: «гуманных» Шелби, продавших Тома, чтобы заплатить долги; либерального Сен-Клера, которому его умирающая дочь, маленькая Еванджелина, завещает освободить негров; жестокого плантатора-садиста Легри, по приказанию которого Тома засекают насмерть. Роман Бичер-Стоу явился крупным политическим событием, был переведён более чем на 20 языков, а имя «дядя Том» стало в США XX в. нарицательным. Для многих афро-американцев оно олицетворяет непротивленчество, конформизм, соглашательство. Однако герой романа обладает не только кротостью, но и неколебимой стойкостью и верой в победу добра, а в конце жизни превыше всего почитает свободу от рабства. Эта тяга к освобождению (а также к гражданскому равноправию) ещё сильнее выражена в образах Джорджа Гарриса и его жены Элизы, которые не хотят мириться с несправедливостью.

 



 
PR-CY.ru