БИЧЕР Генри Уорд

БИЧЕР Генри Уорд (1813–1887 гг.) – видный американский религиозный деятель-конгрегационалист, социальный реформатор, аболиционист и оратор, сын пастора пресвитерианской церкви Бичера Лаймэна (1775–1863 гг.).  Принадлежал к радикальным богословам, примиряющим Библию с учениями Дарвина и Спенсера. Родился в Личфилде, штат Коннектикут. Был восьмым из девяти детей. Его мать умерла, когда мальчику было три года. Часть его братьев и сестёр стали весьма известными людьми. Так, Генри является младшим братом писательницы Гарриет Элизабет Бичер-Стоу, известной по книге «Хижина дяди Тома» (1852 г.), с которой он был особенно близок и очень дружил на протяжении всей жизни; Кэтрин Бичер и преподобный Томас К. Бичер стали уважаемыми педагогами; Чарльз Бичер и Изабелла Бичер Хукер были известными общественными активистами. Все Бичеры выросли в строгости: семья не только молилась в начале и конце каждого дня, но и пела гимны, участвовала в молитвенных собраниях, посещала лекции и другие церковные мероприятия. В их доме не праздновали Рождество и дни рождения, чтобы не давать воли легкомыслию. Отец запрещал танцы, театр и все книги, которые он счёл несерьезными. Генри рос застенчивым ребенком с неразборчивой дикцией, и отец настоял на том, чтобы он изучал ораторское искусство. Он учился в школе-интернате в Амхерсте штат Массачусетс, и в Бостонской латинской школе, в 1834 г. окончил колледж Амхерст и в 1837 г. получил степень в теологической семинарии Лэйн в Цинцинатти, штат Огайо, которую возглавлял его отец. В 1837–1839 гг. Генри был священником в Лоуренсбурге, штат Индиана, по 1847 г. служил пастором Второй Пресвитерианской церкви в Индианаполисе. Затем он был назначен первым священником новой Плимутской конгреционалистской церкви в Бруклине, Нью-Йорк, и переехал туда с женой и тремя детьми. Известность на преподавательском поприще сделала его редактором ряда религиозных журналов. Бичер Генри Уорд  был сторонником избирательного права для женщин, движения трезвенников, дарвиновской теории эволюции, китайской иммиграции, а также врагом рабства и фанатизма всех видов – религиозных, расовых и социальных. Его лекции на тему «Evolution and Religion» (1885 г.) ортодоксальными богословами признавались атеистическими. Хотя он и не принадлежал к числу крайних аболиционистов (слишком крутые и быстрые меры ему казались рискованными), Генри Уорд был радикалом и демократом. Он также считал, что христианство должно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и культуры. Ещё до начала Гражданской войны он тратил свои деньги на покупку винтовок для противников рабства в Канзасе и Небраске, а с началом войны его церковь собрала полк добровольцев и закупила для них всё необходимое. Его проповеди имели громадное влияние на широкие массы народа, и потому до освобождения рабов его имя было особенно ненавистно всем сторонникам рабовладения. Сильная личность, харизматичный, яркий оратор с мужественной внешностью, Бичер Генри Уорд привлекал не только души, но сердца множества молодых женщин. Дело о супружеской измене (жена поэта издателя и аболициониста Теодора Тилтона Элизабет Тилтон призналась мужу, что у неё был роман с Бичером), стало одним из самых громких американских судебных разбирательств такого рода в XIX в. Несмотря на скандал, Генри Бичер до конца жизни оставался популярнейшей общественной фигурой национального масштаба. Во время междоусобной войны (1863 г.) он совершил поездку в Англию, где произнёс ряд речей, старясь повлиять на английское общественное мнение, в то время настроенное в пользу южных штатов. Он умер от кровоизлияния в мозг в Бруклине, оставив жену Юнис и четырёх из их девяти детей. В 2007 г. книга «Самый известный человек в Америке: Биография Генри Уорда Бичера», написанная Дебби Эпплгейт, выиграла Пулитцеровскую премию.

 
PR-CY.ru