БИЛЬ Габриель

БИЛЬ Габриель (1410/1415 – 1495 гг.) – немецкий теолог и философ, один из крупнейших представителей номинализма в поздней европейской схоластике, называемый «последним схоластиком». С 1432 г. он учился в Гейдельбергском университете, здесь же с 1438 г. преподавал философию, став магистром. В 1442–1443 и 1451 гг. изучал теологию в Эрфуртском университете, особенно интересовался номинализмом монаха-францисканца, английского философа, логика и теолога Уильяма Оккама (около 1285–1349 гг.), а в 1453 г. (в Кёльнском университете) трудами теолога и философа-схоласта Фомы Аквинского (1226–1274 гг.) и видного представителя средневековой схоластики, доминиканца Альберта Великого (около 1200–1280 гг.). В 1448 г. началась его деятельность как проповедника, в том числе в 1457–1465 гг. в качестве проповедника при кафедральном соборе в Майнце. К этому времени относится большинство дошедших до нас проповедей Биля Габриэля годового цикла и специально посвящённых Деве Марии и святым («Sermones de sanctis», 1499, 1500). В XVI – начале XVII в. эти проповеди шесть раз переиздавались в Германии, Австрии и Швейцарии. Во время пребывания в Майнце Биль присоединился к движению devotio moderna. В 1463–1482 гг. он руководил основанием и деятельностью семи домов общины «братьев общей жизни» и несколько раз переселялся из одного в другой в Рейнской области и Вюртемберге. С 1484 по 1492 гг. Биль Габриэль был профессором теологии в открывшемся в 1477 г. Тюбингенском университете, дважды избирался его ректором, а в последние годы жизни, оставив преподавание, возглавил новооснованную небольшую общину «братьев общей жизни» в местности Шёнбух. В Тюбингене Биль написал свои главные сочинения: первые три книги комментариев к «Сентенциям» средневекового католического философа и теолога Петра Ломбардского (1095–1160/1164 гг.) – «Собрание, или сокращение на четыре книги «Сентенций» («Collectorium sive epitome in magistri sententiarum libros IV») и лекции о каноне мессы («Sacri canonis misse exposito brevis et interlinearis», 1500), в которых подробно проанализировал текст, действия и смысл евхаристического богослужения. Комментарий к четвёртой книге «Сентенций» закончил его ученик Венделин Штайнбах, издавший все книги уже после смерти Биля («Gabriel super primo sententia(rum)», 1501). В XVI в. комментарий выдержал семь переизданий, в том числе во Франции; лекции о каноне мессы были переизданы 17 раз (XV–XVI вв.). Хотя Биль долгое время считался, прежде всего, последователем У. Оккама, развивающим его номиналистическую философию, в своих сочинениях он пытался соединить его идеи с идеями шотландского философа и теолога, представителя неортодоксальной схоластики Иоанна Дунса Скота (1265/1266–1308 гг.), склоняясь то к одному, то к другому в зависимости от исследуемой темы. Работы Биля Габриэля оказали влияние на основателя немецкого протестантизма Мартина Лютера (1483–1546 гг.), изучавшего их в молодости, на евангелического реформатора Филиппа Меланхтона (1497–1560 гг.), а также на отцов Тридентского Собора (1545–1563 гг.) и католические университеты Саламанки (Испания) и Коимбры (Португалия). Кроме трудов по теологии и литургике Биль Габриэль написал важное для истории экономической мысли в Германии «Сочинение о действии и пользе монет» («Opusculum de potestate et utilitate monetarum», 1516), в котором развивал идеи «справедливых налогов» и контроля за ценами.

 
PR-CY.ru