БЕССРБРЕННИКИ

БЕССРБРЕННИКИ – люди, имеющие имущество, но отказывающиеся от владения им; люди, которым чужды любовь к деньгам (сребролюбие, корыстолюбие); лик святых в православной традиции, которые отказались от богатства ради «дел Христовых», были особенно известны своим бескорыстным служением. Бескорыстие относится к христианской добродетели и восходит к евангельскому рассказу о богатом юноше, который спросил Христа, как ему достичь Царства Небесного. Спаситель велел ему раздать всё своё богатство и последовать за Ним, неся крест. Это было невыполнимо для юноши, хотя он старательно соблюдал все заповеди и считал себя вполне добродетельным. Основание бессребреничества по Новому Завету – в бессребреничестве Христа: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8:9); «Я охотно буду издерживать своё и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор 12:15). «...Взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк 6. 35); «...когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк 14:13–14); «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»...» (Евр 13:5). Для ветхозаветного времени эта добродетель не характерна, но св. отцы находят пример бессребреничества и в Ветхом Завете: «В Иове не было и следа сребролюбия, потому-то он, и всего лишившись, пребыл без смущения». В христианской традиции исследователи выделяют три категории бессребреничества. 1) – Аскетическая категория, характеризующая человека, способного отказаться от владения имуществом, победившего страсть корыстолюбия. 2) Бессребреником называют человека, отличительным нравственным свойством которого является то, что он безвозмездно трудится ради блага других людей, не беря за это платы. 3) Бессребрениками именуются врачи-целители, которые перечисляются в молитвах. Отцы церкви учили, что если человек вступил на путь подвижничества, то он должен, прежде всего, оторваться душой от пристрастия к собственности, быть нестяжательным, потому что «не может служить Богу и маммоне» (Мф 6:24), не должен беспокоиться о средствах жизни, а целиком вверить себя попечению Господа, «потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф 6:32). Они также считали, что надо не столько избегать сребролюбивых дел, «сколько самую страсть эту с корнем вырывать; ибо никакой пользы не принесёт нам неимение денег, если останется в нас желание стяжания». «Что с вами делается, люди? Кто вашу собственность обратил в средство уловлять вас?» – в этом наставлении против обогащения церковный писатель и богослов, архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (около 329–379 гг.) указывает существо сребролюбия и путь освобождения от него: имение не должно «уловлять» душу человека. Основатель отшельнического монашества Антоний Великий (около 251–356 гг.), начиная подвижническую жизнь, подарил жителям своей деревни землю, которой владел после смерти родителей, а также продал всё прочее имущество, раздал деньги нищим, оставив лишь немного для воспитания малолетней сестры. Отец церковной истории Евсевий Кесарийский (около 263–340 гг.) рассказывает о пресв. Памфиле, который в продолжение всей своей жизни славился «презрением житейского, раздаванием имущества бедным, пренебрежением мирских надежд». Добродетель бессребреничества и бескорыстия запечатлена и в русской художественной литературе – в повести Н.С. Лескова «Инженеры-бессребреники», посвящённой юношеским годам Димитрия Брянчанинова, впоследствии епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова). Церковь особо почитает бессребреников и целителей в тех таинствах и священнодействиях, которые направлены к исцелению души и тела.

 



 
PR-CY.ru