БЕСПОПОВЦЫ - Страница 9

В настоящее время брачные поморцы России объединены в Древлеправославную поморскую церковь, федосеевские общины с конца XVIII в. до наших дней имеют неформальный центр в лице Московской Преображенской общины. Около 1766 г. возникло ещё одно самостоятельное течение в беспоповщине – странническое согласие. Причины его появления были связаны с изменением политики по отношению к старообрядчеству в правление императрицы Екатерины II (1762–1796 гг.), когда был принят ряд законов, улучшивших положение старообрядцев. Императрица призвала старообрядцев, укрывавшихся за рубежом, вернуться на родину, пообещав им льготы и свободу от притеснений. Было также объявлено о прекращении преследования старообрядцев внутри России, отменены судебные и следственные дела над ними, упразднена Раскольничья контора Сената, отменено унизительное «указное платье», священникам православной церкви было запрещено без приглашения входить в дома старообрядцев. Были также приняты меры, облегчившие для желающих запись в раскол. Либерализация правительственной политики впервые создала реальные условия для массовой легализации старообрядцев через запись в раскол, укрепила позиции умеренных сил в старообрядчестве (склонных к компромиссу с властями). Среди беспоповцев вспыхнула острая дискуссия о допустимости записи в раскол, начало которой совпало с проведением в 1764–1765 гг. третьей ревизии податного населения. Спорившие разделились на три группы: а) оправдывающих возможность легализации на условиях правительства («записные»); б) тех, кто предпочитал скрывать свою принадлежность к старообрядчеству, пользуясь покровительством подкупленных священников православной церкви («укрывающиеся за попами»); в) тех, кто предпочитал находиться на нелегальном положении вне ведения властей (странники). Странники заявили, что запись в раскол и укрывательство «за попами» несовместимы с истинной верой; виновные в этих прегрешениях должны каяться и нести епитимии. Основная идея ранних странников заключалась в том, что «истинную церковь» можно сохранить только за пределами «антихристова» мира, находясь в бегстве и укрывательстве от «антихристовых» властей. Идеи ранних странников были развиты в 1780 гг. бывшим филипповским иноком Евфимием, который стал учить, что российские императоры, начиная с Петра I, являются последовательными воплощениями Антихриста, а правительственные чиновники и духовные власти – это слуги Сатаны. В числе главных «богопротивных» дел императоров он называл проведение ревизий населения, введение паспортной системы, подушной подати. Первые идеологи странничества ещё допускали возможность пребывания в их согласии «исправленных» покаянием и епитимией мирских жителей, Евфимий же заявил, что только перешедшие на нелегальное существование могут считаться истинными христианами и удостоиться крещения. Он характеризовал представителей других толков старообрядчества как еретиков, которых необходимо перекрещивать, так же как и «никониан». В 1784 г. Евфимий вторично крестил сначала себя, затем семь своих последователей. В XIX в.его община выросла в мощное и влиятельное странническое (бегунское) согласие, широко распространившееся в Центральной России, Поморье, на Урале и в Западной Сибири (судьба первых общин странников, предшественников Евфимия, исследователям неизвестна). Принцип странствования в согласии трансформировался в необходимость жить нелегально. Во второй половине XVIII – начале XIX в. в беспоповщине появилось ещё несколько мелких течений. Исследователям известны лишь отрывочные сведения о пастуховом (адамантовом) согласии, основанном неким Василием Степановым, который учил о необходимости отказа от употребления «антихристовых» денег и паспортов, осуждал «записных» старообрядцев, а также самоубийства ради Христа, не признавал старожёнческих браков, запрещал ходить по каменной мостовой. Основанное в 1760 гг. А.М. Аароновым аароновское согласие оправдывало браки (сначала староженческие, а затем и новоженческие) и осуждало «записных» старообрядцев (исследователи предполагают, что оба эти согласия выделились из филипповщины). В XIX в. с такой же проповедью выступали некоторые страннические общины.

 



 
PR-CY.ru