БЕРСЬЕ Евгений

БЕРСЬЕ Евгений (1831–1889 гг.) – реформатский проповедник. Потомок французских эмигрантов, он посещал женевскую коллегию, затем эмигрировал в США. В 1850 г. возвратился в Женеву, где изучал богословие в свободной «богословской школе». В 1855 г. Берсье был приглашён в Париж на должность проповедника при Шапель-Тетбу, где своими проповедями приобрёл широкую известность. Как общественный деятель он резко выступал против угнетения и колониальных войн. Каждая беседа Берсье является свободным размышлением над каким-либо текстом Священного Писания. В беседах он давал не просто толкование, но тесно связывал учение Библии с животрепещущими проблемами христианской веры, жизни и мысли. Его проповеди были в основном посвящены не вероучительным, а нравственным вопросам, благодаря чему получили широкую известность за пределами реформатских кругов и ещё при его жизни были переведены на многие языки, в том числе на русский. Беседы Берсье представляют собой блестящий образец актуализации библейских тем. Например, в беседе на Послание к Филимону («Раб Онисим») он раскрывает тему отношения христианства к рабству; в беседе об Иоанне Крестителе («Придворный проповедник») говорит о долге пастыря, чей голос обращен ко власть имущим; в беседе «Моисей» размышляет о твердости в вере. Касаясь в своих беседах вопросов более нравственных, чем догматических, Берсье, хотя и принадлежал к представителям реформатской церкви, повсюду оставался на нейтральной почве евангельского учения, общего всем христианским церквам Востока и Запада». Один из его русских переводчиков писал: «Беседы Берсье производят и своим простым содержанием, и мастерским изложением одно из самых глубоких впечатлений на читателя, удивительным образом проникая в него и невольно овладевая его настроением». Во время Франко-прусской войны 1870–1871 гг. Берсье проявил себя как истинный пастырь и гражданин, участвовал в обороне Парижа, за что был удостоен ордена Почётного легиона. Некогда ревностный защитник свободной церковности (по образцу англо-американских индепендентов), после войны он стал всё больше ценить принцип солидарности также и в религиозной жизни и чувствовал наклонность к идее национальной церкви, что особенно ясно выразил на национальном соборе (в 1872 г.). Постепенно Берсье утвердился в мысли, что церковь есть не просто собрание единоверцев, но универсальное «учреждение Божие». Его конфессиональная позиция всегда отличалась широтой: будучи протестантом, Берсье стремился быть, прежде всего, христианином, открытым ко всем другим исповеданиям (в частности, с восхищением отзывался о православном богослужении). В 1866 г. Берсье основал свою общину на Елисейских полях, для которой в 1874 г. на Авеню-де-ла-Гранд была построена церковь Этуаль, где он ввёл литургию по образцу англиканской. В этой церкви вокруг него вскоре стал собираться богатейший аристократический класс парижских протестантов. В том же году он оставил должность проповедника при Шапель-Тетбу, а в 1877 открыто вступил в реформатскую национальную церковь Франции, и в первой проповеди решительно отверг индивидуалистическое понятие о церкви как несостоятельное: «Церковь отнюдь не есть свободное соединение обращенных или исповедников, – она есть учреждение Божие, которому поручены проповедь слова Божия и совершение таинств, и назначена обнимать собою не просто отдельных верующих, но целые семейства и народы». Берсье известен как автор трудов по истории протестантизма. Его проповеди в семи томах переведены почти на все европейские языки; на русском языке они выходили по частям в двух переводах, из которых один принадлежит Забелину, а другой, более полный, протоиерею А.П. Мальцеву. Из других его сочинений исследователи отмечают ряд лекций «О царском достоинстве Иисуса Христа» (1881 г.). Лит.: В русским переводе: О царском достоинстве Иисуса Христа, СПб., 1881; Беседы, т. 1–5, СПб., 1885–1902; Избранные беседы, СПб., 1881; Прот. Галахов И., Рассуждение Берсье о взаимных отношениях между верой и нравственностью, Харьков, 1913; прот. Садовский Е., Проповедник мира: к 70-летию со дня смерти Евгения Берсье. (1889–1959), ЖМП, 1959, № 11; ПБЭ, т. 2.

 
PR-CY.ru