БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович

БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745–1777 гг.) – замечательный композитор православной церковной музыки. Судьба его полна глубокого трагизма. Родился в гор. Глухове Черниговской губернии, учился в Киевской духовной академии. После приезда в Петербург Березовский был определён благодаря своему прекрасному голосу в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Ф. Цопписа (композиция) и Нунциани (вокал). В то время при дворе императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.) давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими певчими капеллы принимал участие и М.С. Березовский. Как даровитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом (Березовский отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание. В 1764 г. Березовский был послан в Италию, в знаменитую Болонскую академию, где занимался под руководством не менее знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствовавшие в этой академии музыкальные традиции оказали самое благотворное влияние на развитие таланта Березовского, что не замедлило отразиться на его сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарование Березовского и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии; он удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии избрали его своим почётным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почётного академика. К этому же периоду времени относится и его опера «Демофон», написанная на текст Метастазио для театра в г. Ливорно, в гавани которого тогда стоял русский флот под начальством графа Орлова. С ним М.С. Березовскому и пришлось позднее вернуться в Россию. Его опера имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по родине, Березовский посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Известный знаток церковной музыки о. Разумовский в своей книге «Церковное пение в России» (Москва, 1867) указывает на следующие из них: «Литургию», концерт «Отрыгну сердце моё», «Слава в вышних Богу», «Милость и суд воспою тебе Господи», «Причастный» и проч. Все эти произведения Березовского отличаются простотой, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Его сочинения, присылавшиеся им из-за границы, были не только приняты и разучены, но и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что имя Березовского сделалось с тех пор известным всей России. Его концерты разучивались всеми любителями церковного пения. Но Березовского ждало печальное разочарование. Когда он в 1774 г., после 9-летнего пребывания за границей, возвратился вместе с графом Орловым на родину, исполненный самых радужных надежд, думал, что его блестящее дарование создаст ему соответствующее положение, но глубоко ошибся в своих расчётах. Петербург кишел в то время массой пришлых и зачастую бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплочённую между собой клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого опасного соперника, который мог стать ей поперек пути.

 



 
PR-CY.ru