БЕНЕДИКТ АНЬЯНСКИЙ

БЕНЕДИКТ АНЬЯНСКИЙ (745/750–821 гг.) – бенедиктинский монах и франкский государственный деятель, автор орденского устава о реформировании монастырских правил в сторону усиления аскетизма монахов и ограничения их вольностей, святой, почитаемый и католической, и православной церквами. Вестгот по происхождению, он родился в Лангедоке в семье каролингского графа Магелона Айгульфа и был назван именем Виттица. Образование получил при дворе франкского короля Пипина III Короткого (751–768 гг.), потом находился на военной службе у него и у короля Карла Великого (771–814 гг.). В 773/774 г. Виттица принимал участие в походе Карла Великого в Италию, где чуть не утонул, спасая своего брата, тонувшего в реке. После этого он покинул королевский двор, решив посвятить себя религии, принял постриг в монастыре св. Секвана в Бургундии с именем «Бенедикт», стал сторонником практики аскетизма, расценивая устав св. Бенедикта Нурсийского (480–543 гг.) как лучшую основу для монашеской жизни. В 779 г. умер настоятель монастыря, после чего его пост предложили занять Бенедикту. Однако он отказался, покинул монастырь, неудовлетворённый слабостью монастырской дисциплины, и вернулся в своё родовое имение, на берега р. Аньян (близ современного Монпелье), где основал монастырь в честь Спасителя. Поначалу он пытался установить строгое общежитие, основанное на правиле Пахомия Великого (около 292–348 гг.), но его первые сподвижники, не вынеся строгости устава и требовательности настоятеля, разбежались по другим монастырям. Бенедикт Аньянский остался приверженцем традиций восточных аскетов, хотя несколько смягчил строгость монастырского устава как в части распределения времени (братии отводилось больше личного времени на размышление и занятия), так и в том, что сохранялись определённые права на имущество, которым каждый обладал до вступления в монастырь. Он посещал окрестные монастыри, повсюду проповедуя и увещевая монахов обратиться к строгому аскетическому образу жизни. Имя настоятеля Аниана становится со временем известно в монастырях на юге Франкского королевства. Вторая община, собравшаяся в Аниане, оказалась более стойкой, и Анианский монастырь вскоре стал очагом религиозной и умственной жизни, а также моделью для проведения во Франкском государстве монашеской реформы. После того как его первый опыт потерпел неудачу, Бенедикт Аньянский при устройстве второй обители склоняется к уставу Бенедикта Нурсийского (грамота Карла Великого, данная Анианской обители в 787 г., свидетельствует, что к этому времени монастырь жил уже по бенедиктинскому уставу). Он выстроил прославившуюся за пределами Септимании новую церковь Святой Троицы, отличавшуюся богатством украшения, которую современники сравнивали с храмом Соломона. В этот период Бенедикт Аньянский стал наставником юного короля Аквитании Людовика I Благочестивого, а затем его советником, получил возможность влиять на проводимую Каролингами реформу церкви, начало которой связано с именем Бонифация (Уинфрида) и с Соборами 1740 гг. Благодаря его личному воздействию и покровительству Людовика реформа распространилась и на другие монастыри. После того как Людовик стал императором франков (814–840 гг.), он назначил Бенедикта Аньянского аббатом монастыря Мармутье в Эльзасе, желая, чтобы тот находился недалеко от него, а позже основал для него монастырь Корнелимюнстер, больше известеый под названием Инденский по названию реки, на которой был расположен. Императорским указом настоятелям всех монастырей было предписано посылать одного или двух представителей на некоторое время в Инден, чтобы они непосредственно учились жить по бенедиктинскому уставу и впоследствии помогали устанавливать его в своих обителях.

 



 
PR-CY.ru