Словарь по христианству Б БОНИФАЦИЙ VIII - Страница 3

БОНИФАЦИЙ VIII - Страница 3

Несмотря на запрет короля, больше половины прелатов (39 французских епископов) прибыли на Собор, итогом которого явилась булла «Unam Sanctam» от 18 декабря 1302 г., где в предельно законченной форме была сформулирована концепция двух властей (теория папской супрематии). Основные положения буллы сводились к следующему: вне католической церкви нет спасения; если заблуждается земная власть, поправить её должна власть духовная; если же заблуждается высшая духовная власть, её судьей может быть только Бог, но не человек; послушание епископу Рима необходимо для обретения спасения любого человека. Иначе говоря, Бонифаций VIII, опираясь на учение о «двух мечах», построил теорию о соединении в руках церкви как единой главы духовной и светской власти, о подчинении и подсудности папе как викарию Бога всякой власти на земле. В ответ Франция перешла к наступательной политике. На собрании Генеральных штатов 12 марта 1303 г. легист Гийом де Ногаре сжёг папскую буллу и обвинил Бонифация VIII в ереси, святотатстве, сексуальных злоупотреблениях, симонии, непотизме, низложении и физическом устранении папы Целестина V и призвал защитить католическую церковь от недостойного папы Римского путём созыва Вселенского Собора для его смещения. При этом вакантную должность римского епископа он предложил австрийскому герцогу Альбрехту Габсбургу, но тот благоразумно отказался, не желая конфликтовать в с Филиппом IV. После долгих переговоров перед угрозой отлучения короля Франции и наложения интердикта на королевство новое собрание представителей трёх сословий 13 июля 1303 г. одобрило позицию королевской власти и присоединилось к призыву о созыве Вселенского Собора. В стране за это решение отдали голоса свыше 700 прелатов, капитулов, баронов и городских коммун. Внутри католической церкви против Бонифация VIII выступали также спиритуалы, осуждавшие роскошь папской курии и вмешательство Бонифация VIII в мирские дела, за что подвергались с его стороны гонениям. Чтобы сообщить Бонифацию VIII о созываемом Вселенском соборе, Филипп IV послал в Италию своего канцлера Гийома де Ногаре с вооружённым отрядом, чтобы арестовать папу, который находился в то время в г. Ананья. Ногаре прибыл в родовое поместье семьи Каэтани, где папа готовил коалицию против Франции, и потребовал от папы явки на Собор. Бонифаций VIII, встретивший своих противников в торжественном облачении понтифика, в ответ разразился угрозами в адрес короля. Тогда Ногаре рукой в железной перчатке отвесил ему оплеуху (другая легенда приписывает пощёчину, нанесенную в сердцах папе, Колонне). Тогда Бонифаций VIII запретил французским университетам присваивать учёные степени, капитулам – выбирать своих глав, освободил подданных королевства от клятвы королю. Город Ананья перешёл в руки противников папы, замок был окружён войсками сторонников Колонна, и в ночь с 6 на 7 сентября 1303 г. ворота замка были взломаны. Бонифаций VIII, был арестован, подвергнут оскорблениям и угрозам смерти. После освобождения он поехал в Рим, но, опасаясь отравления, ничего не ел; а от полученной на почве нервного расстройства лихорадки через месяц умер. На папский престол избрали безвольного монаха Бенедикта XI (1303–1304 гг.), который простил всех, за исключением Ногаре, что было его ошибкой, поскольку вскоре он был отравлен сторонниками легиста. Поражение Бонифация VIII в борьбе с французской монархией привело к падению авторитета римских пап, а в итоге – к ситуации, получившей название Авиньонского пленения пап, расколу в католической церкви (папской схизме) и Соборному движению. Бонифаций VIII прославился как покровитель искусств и науки. Он пригласил в Рим итальянского художника и архитектора Джотто ди Бондоне (1267–13337 гг.), основал университет Сапиенца в Риме, существенно пополнил фонды ватиканской библиотеки. Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права «Liber Sextus», результатом которой стал новый сборник канонов, вошедший в «Corpus juris canonici». Бонифаций VIII был похоронен в крипте (склепе) собора Св. Петра (Сан-Пьетро), но по приказу Филиппа IV его останки были извлечены и сожжены на костре. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru