Словарь по христианству Б БОНИФАЦИЙ VIII - Страница 2

БОНИФАЦИЙ VIII - Страница 2

«Святой» 1300 год был отпразднован с небывалой пышностью при стечении в Рим тысяч паломников, перед которыми на торжествах Бонифаций VIII появлялся поочередно в одеянии императора и понтифика. При этом было объявлено, что всякий грешник, прибывший в Рим и ежедневно в течение двух недель произносивший молитвы в храме св. Петра и св. Павла, не только очищался от грехов, но и приравнивался к крестоносцу, пользующемуся особыми привилегиями (разумеется, за всё надо было платить). Юбилей настолько пришёлся по вкусу папству, что последующие папы установили юбилейные годы через 50 лет, а позднее – и через 25 лет. Бескомпромиссная и жёсткая позиция Бонифация VIII спровоцировала конфликт с Францией, где формировалась сильная королевская власть. Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введённый в 1296 г. французским королём Филиппом IV Красивым (1285–1314 гг.) в связи с начавшейся войной с Англией. По примеру английского короля Эдуарда I (1272–1307 гг.) из династии Плантагенетов, обложившего податями английское духовенство, Филипп IV также часть налогов возложил на церковь, печатал фальшивую монету, а также ограбил всех евреев и изгнал их из Франции. Духовенство обратилось за защитой к папе. Бонифаций VIII в булле «Clericis laicos» от 24 февраля 1296 г. выступил против налоговых «новшеств» короля, объявил о недопустимости для светской власти облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы Римского. Булла фактически разрешила духовенству не исполнять королевское предписание. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны золота и других драгоценностей, что резко ударило по поступлениям в папскую казну, забыв о папе, обирал церковников по любому случаю. Буллой «Ineffabilis amor» (от 20 сентября 1296 г.) Бонифаций VIII заявил о превосходстве духовной власти над светской, однако обе стороны ещё не были готовы к продолжению конфликта, и тогда он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а Бонифаций VIII в серии булл («Romana Mater Ecclesia» от 7 февраля, «Ab olim» от 27 июля, «Etsi de statu» от 31 июля 1297 г.) признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы. Возобновление конфликта было спровоцировано действиями папского легата Бернара Сессе, епископа Памье, посланного во Францию для разбирательства жалоб духовенства на действия короля. Его миссия была расценена как подстрекательская, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Франции, вызывала подозрения. Весной 1301 г. он был арестован, его имущество конфисковано, а к Бонифацию VIII был отправлен Пьер Флот, чтобы добиться снятия с легата неприкосновенности для начала судебного расследования. Однако Бонифаций VIII, не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе. В итоге папой была объявлена королю Франции война. Буллой «Ausculta fili» от 5 декабря 1301 г., отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех факультетов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 ноября 1302 г.) Собор церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля. Однако во Франции большинство населения поддержало действия монарха. На созванном специально по этому вопросу собрании представителей трёх сословий королевства (Генеральных штатах) 10 апреля 1302 г. при воздержавшемся духовенстве рыцари и горожане высказались в его пользу. Король вновь запретил вывоз денег из страны, а распределение церковных бенефициев (пожалование земли пожизненно и на условии несения службы) в королевстве сохранилось в ведении чиновников. В ответ Бонифаций VIII пригрозил всем, кто не приедет в Рим, санкциями, а королю Франции – отлучением от церкви.

 



 
PR-CY.ru