БОНИФАЦИЙ II

БОНИФАЦИЙ II – папа Римский с 22 сентября 530 г. по 17 октября 532 г. Согласно Liber pontificalis, сын гота Сигибальда, или Сигисвульда, первый папа германского происхождения. Когда он был архидиаконом, папа Феликс III (526–530 гг.) назначил его своим преемником, чтобы избранием на Римскую кафедру гота предотвратить конфликт с остготским королём, особенно вероятный, если бы папой был избран сторонник вытеснения остготов из Италии с помощью византийской армии. Феликс уведомил о своем намерении королевский двор в Равенне, но вскоре скончался. Однако большинство римских священников (примерно 60 из 70), принадлежавшие к провизантийской партии, опасаясь чрезмерно большого влияния короля Аталариха на дела Святого Престола, отказались признавать Бонифация II и, собравшись в Латеранской базилике, избрали папой священника Диоскура из Александрии (22 сентября – 14 октября 530 г.), что стало причиной раскола, завершившегося его неожиданной смертью. Воспользовавшись ситуацией, Бонифаций II созвал 27 декабря 530 г. Собор, представил ему декрет, в котором предавал анафеме Диоскура и потребовал повиновения от его сторонников (шесть священников, бывших его приверженцами, принесли публичное покаяние). Понтификат Бонифация II оказался на удивление спокойным, однако сохранялось некоторое недовольство среди священников вызванное тем, что он не был избран должным образом, а был назначен на должность. На следующем Соборе Бонифаций II представил «конституцию», в которой оставлял за собой право также назначить своего преемника, и назвал имя диакона Вигилия (впоследствии папа Римский Вигилий; 537–555 гг.). Присутствовавшие на Соборе священники согласились с выбором, однако Аталарих, узнав об этом, пришел в негодование. Бонифаций II, осознав, что недопустимо предотвращать политические конфликты неканоническими действиями, на Соборе, созванном в Риме, отказался от своего намерения и торжественно сжёг документ с подписями духовенства в пользу Вигилия, признав, таким образом, что назначение преемника не соответствует церковному праву. Бонифаций II активно интересовался делами как Западной, так и Восточной церкви. Он утвердил постановления II Оранского собора, положившего конец спорам вокруг полупелагианства, подтвердил полномочия архиепископа Карфагена, обещая ему помощь в восстановлении североафриканской церкви после гонений вандалов. Папа также поддержал несправедливо смещённого Константинопольским патриархом Епифанием (520–535 гг.) Ларисского епископа Стефана, при этом ещё раз подтвердив юрисдикцию Рима над Иллириком (в Риме 7–9 декабря 531 г. был созван Собор для решения проблемы церковной юрисдикции Иллирии, но результаты его работы неизвестны). Бонифаций II известен как милосердный христианин, оказывавший помощь римлянам во время голода. Из сохранившегося эпистолярного наследия этого папы наибольшее значение имеет послание от 25 января 531 г., которым он утвердил решения II Аравсионского собора (Южная Галлия), созванного Арелатским епископом Кесарием в 529 г. для борьбы с полупелагианством. Бонифаций II был похоронен в базилике Святого Петра. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru