БЕНУА Александр Николаевич

БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960 гг.) – художник, художественный критик, историк искусства и театральный деятель. Сын известного профессора архитекторы Николая Леонтьевича Бенуа, он, ещё будучи в гимназии, начал посещать классы Академии художеств. После окончания курса на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета Бенуа всецело посвятил себя искусству. Впервые выставил в 1893 г. на акварельной выставке композиции «Пастораль» и «Монастырь», написанные под впечатлением поездки в 1890 г. по Германии и Австрии. В них уже наметился будущий путь Бенуа: эти вещи своей свежестью и новизной восприятия природы выгодно выделялись из всего выставленного. Окончательно этот путь определился в серии картин и этюдов, выставленных им в 1897 г. и ставших результатом его второго заграничного путешествия в 1894 г. по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также поездки в 1896 г. в Париж и посещения Версаля. Эта выставка принесла А.Н. Бенуа большую известность: три картины («Огород», «Кладбище» и «Замок») были приобретены собирателем произведений русского изобразительного искусства, меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832–1898 гг.), не успевшим, однако, купить лучшие картины выставки – цикл «Последние прогулки Людовика XIV в Версальском парке» (1897–1998 гг.). Приобретённые частными собирателями, они в главной части сосредоточены ныне не в Третьяковской галерее, а в Русском музее. Знакомство с жизнью Запада заставляло А.Н. Бенуа остро чувствовать недостаточность художественной культуры России, которая сказывалась на уровне тогдашних выставок и особенно художественных журналов. В русском искусстве начиналась новая «западная струя», и А.Н. Бенуа организует кружок друзей, которые так же, как и он, прислушивались к новым течениям в искусстве, намечавшимся на Западе. Событием для кружка было появление в 1893 г. первого выпуска сочинения Р. Мутера «Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert» («Истории живописи XIX века»). Александр Николаевич написал для него главу, посвященную русскому искусству, она издана в 1902 г. под заглавием «История русской живописи в XIX столетии». Когда появилась эта глава-памфлет художника горячего, выступающего против косности в искусстве и в защиту непризнанных талантов, её с жаром читали друзья и враги, а общество разбилось на два лагеря. К кружку А.Н. Бенуа примкнули наиболее даровитые силы передвижных выставок – Валентин Александрович Серов (1865–1911 гг.), Константин Александрович Коровин (1861–1939 гг.), Исаак Ильич Левитан (1860–1900 гг.), Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942 гг.), Михаил Александрович Врубель (1856–1910 гг.) и даже Илья Ефимович Репин (1844–1930 гг.), не остановленный громовыми статьями против «декадентов» музыкального и художественного критика, историка искусств Владимира Васильевича Стасова (1824–1906 гг.). Было решено организовывать собственные выставки, и поэтому нужен был свой журнал для пропаганды нового искусства. В конце 1898 г. русский театральный и художественный деятель Сергей Павлович Дягилев (1872–1929 гг.) выпустил первый номер журнала «Мир Искусства» (1898–1904 гг.), в котором А.Н. Бенуа с самого основания принял ближайшее участие. Он выставил свои рисунки и акварели на выставках журнала, редактировал роскошное издание Р. Голике и А. Вильборга «Русская школа живописи», выступил критиком и главным идеологом журнала, а позднее вдохновителем и видным участником объединения художников «Мир Искусства». Наряду с пропагандой нового искусства он также вёл в журнале пропаганду подлинного старого искусства, писал о красоте «старого Петербурга», о забытых русских художниках, о сокровищах западного искусства в России. Отсюда был всего один шаг до появления журнала «Художественные сокровища России», задуманного и осуществлённого А.Н. Бенуа в 1901 г.

 



 
PR-CY.ru