БЕЗБРАЧИЕ

БЕЗБРАЧИЕ (лат. coelibatus, целибат) – состояние вне брака, холостая жизнь лиц или не желающих вступить в брак – добровольное безбрачие, или принужденных вести ее в силу законодательных требований – обязательное (или принудительное) безбрачие. История знает примеры борьбы государства с добровольным безбрачием, как и случаи установления принудительного безбрачия. К добровольному безбрачию неодобрительно относилось государство ранних эпох, когда господствовал культ предков, требовавший продолжения рода, следовательно, и брака. Ветхий Завет придерживался принципа, вытекающего из слов, высказанных после сотворения человека: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Вся история евреев указывает, что брак считался у них состоянием почетным и обязательным для всех и каждого. Согласно этому, на безбрачие и бездетность всегда смотрели с презрением. Священники не только не должны были состоять в безбрачии, но, напротив, их сан мог быть передаваем лишь их детям. В противоположность этому в Новом Завете встречаются указания, которые должны были привести христиан к заключению, что безбрачие несравненно выше брачного состояния. Христос говорил (гл. 7): «Не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф., 19:11–12). В Первом послании к Коринфянам апостол Павел, отвечая на предложенные ему вопросы, пишет: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа... но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть лучше вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1–2, 7–9). «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (32–34) и «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (38). Эти слова показывают, что апостол склонялся на сторону безбрачия, главным образом, в силу того, что оно позволяет всецело предаться духовной жизни, избавляясь от забот о делах мира сего с целью нравиться жене или мужу. Однако он проповедует лишь такое безбрачие, которое предполагает наличность спокойного духовного целомудрия, лишенного всяких чувственных похотей. Наконец, такое безбрачие представляется особой Божьей благодатью, которою одарено лишь небольшое число избранных. Ни один из приведенных выше текстов не содержит в себе положительного требования безбрачия, но нельзя не заметить, что все эти указания направлены к тому, чтобы представить безбрачное состояние в самом идеальном свете. Это воззрение на безбрачие в первые же времена христианства и побудило немалое число верующих посвятить себя воздержанию. Уже в письме к Поликарпу Смирнскому (около 80–169 гг.) антиохийский епископ Игнатий Богоносец (ум. в 107 г.) хвалил целомудренных, предписывая им, однако, не ставить себя из-за этого выше своего епископа, который, по всему вероятию, имел жену. Один из так называемых апологетов Афинагор в своем «Прошении о христианах», написанном в конце 177 г., адресованном императору Марку Аврелию Антонину (161–180 гг.) говорит о тех, которые проводят всю жизнь в безбрачии с целью более тесного общения с Богом. Наиболее рельефным проявлением той силы, с которой распространялось в первые века христианства учение о богоугодности безбрачной жизни, служит, с одной стороны, фанатизм одного из представителей ранней патристики Оригена (185–253 гг.), с другой – похвала девственности, заключающаяся в диалоге «Convivium inter decem Virgines» («Пир десяти дев»), написанном самым ярым его противником – святым Мефодием Тирским (Патарским; ум. в 311 г.).

 



 
PR-CY.ru