БЕГУНСКИЙ ТОЛК

БЕГУНСКИЙ ТОЛК – одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в 1772 г. в Ярославской губернии. Основатель толка – беглый солдат Ефимий, уроженец Переславля-Залесского. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с «антихристовой властью», выражавшейся в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах. Духовным центром бегунов стало село Сопелки в 16 км от Ярославля. В основе вероучения бегунов – идея о том, что спасение от Антихриста возможно лишь путем полного разрыва с миром, изоляции от общества, отказа от любых гражданских функций, повинностей и обязанностей. Бегуны ожидали «первого воскресения», когда Христос на белом коне придет с небес, сразится с Антихристом, и все бегуны встанут в его ряды. Тогда наступит тысячелетнее царство Христа, «Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Бегуны видели это место около Каспийского моря и совершали туда паломничество. Они не признавали крещения, совершенного в любом другом вероисповедании, поэтому всякий, перешедший в бегунский толк, независимо от того, православный или старообрядец, в обязательном порядке перекрещивался. Крещение у бегунов производил каждый человек самостоятельно, чтобы быть уверенным, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом. Большинством бегунов брак полностью отвергался и признавался более тяжким грехом, чем блуд, считая, что он осуждается и тем частично искупается. Существовали отдельные течения бегунского толка, которые признавали брак или относились к нему нейтрально. Для бегунского толка был характерным высокий уровень эмансипации женщин, проявлявшийся даже в XIX в. Бегуны, вышедшие в странничество и крещеные по странническому обряду, считали себя монахами, носили имена, данные при крещении, и именовались «совершенными христианами». И женщины, и мужчины давали обет вести безбрачную и целомудренную жизнь, питаться только постной пищей и во всем поступать по древнему уставу Соловецкого монастыря. Тем не менее, многочисленные факты, приводимые исследователями XIX в., говорят о том, что эти ограничения не выполнялись, страннические наставники имели одну или несколько наложниц, а на факты откровенного разврата смотрели сквозь пальцы. Со временем среди бегунов выделились так называемые «жиловые», «странноприимцы», или «пристанодержатели», которым вменялось в обязанность давать пристанище странствующим, «мироотреченцам». Сами жиловые выполняли обеты странствия лишь формально. Им не запрещалось ходить в церковь, бывать у исповеди, повиноваться властям и жениться, т.к. считалось, что последующее вступление в «действительные странники» искупит все грехи предыдущей жизни. «Жиловые» укрывали странников в специальных потайных помещениях (схронах), а в случае смерти бегуна должны были его похоронить.

 



 
PR-CY.ru