БЭКОН Роджер

БЭКОН Роджер (около 1214 – после 1294 гг.) – английский натурфилософ и богослов, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов, представитель оксфордской школы, францисканец, «удивительный доктор» («doctor mirabilis»). До 1234 г. он учился в Оксфорде у основателя оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретика и практика экспериментального естествознания Роберта Гроссетеста (около 1168/1175 – 1253 гг.) и монаха-францисканца, богослова, английского церковного и государственного деятеля Адама из Марша (около 1200–1259 гг.). Затем в Париже слушал английского схоласта-францисканца, основателя францисканской школы при Парижском университете Александра Гэльского (1185–1245 гг.), выдающегося схоластика Альберта Великого (1193–1280 гг.), богослова и церковного политика Гильома из Оверни (1180–1249 гг.), преподавал в Париже, а в 1252–1257 гг. – в Оксфорде. О предмете преподавания исследователи судят по его комментариям к кн. I–IV аристотелевской «Физики» и к кн. XI «Метафизики». Затем, возможно, из-за политических перемен, Р. Бэкон покинул Англию. Как францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе христианского мистика, родоначальника средневекового хилиазма Иоахима Флорского (около 1132–1202 гг.) подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии философа-схоласта, богослова и мистика Бонавентуры (около 1218–1274 гг.). По просьбе папы Климента IV (1265–1268 гг.) между 1265 и 1268 гг. (за год-полтора) Р. Бэкон спешно излагает свое учение в так называемом «Большом сочинении» («Opus Majos») с примыкающими к нему вводным «Третьим сочинением» («Opus Tertium») и фрагментарным «Малым сочинением» («Opus Minus»). В 1272 г. он пишет «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae»), в 1292 г. – «Компендий теологии». Исследователи пишут, что с 1277 (или 1278) по 1279 гг. Р. Бэкон был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 г. парижским епископом Этьеном Тампье, или в связи с восстанием в Анконе в 1278 г., после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Все сочинения Р. Бэкона – наброски-проспекты ненаписанного «Главного сочинения», суммы всего знания. Он полагал, что существуют три способа познания: авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается всякое знание. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Бэкон оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, он объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, потому что подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» – высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу, интерес учащихся скоро, «на пятой теореме Евклида», иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Р. Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Он считал, что Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, поскольку все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть, поэтому их полезнее бы сжечь.

 



 
PR-CY.ru