БЫТИЕ

БЫТИЕ – первая книга канона священных ветхозаветных книг. Название (в греческом переводе LXX толковников – происхождение, начало) получила от своего содержания: происхождение мира (1 гл.); происхождение человека (2 гл.); история допотопного и послепотопного человечества до патриарха Авраама (4–11 гл.); начало истории еврейского народа в истории его патриархов Авраама (12–25 гл.), Исаака (26–35 гл.) и Иакова (37–50 гл.). Оканчивается книга повествованием о смерти Иакова и его сына Иосифа в Египте. В еврейской Библии книга Бытие надписывается начальным словом «берешит» («в начале»). Книга Бытие составляет одно целое с книгами Исход, Левит, Числа и Второзаконие (см. Пятикнижие) и служит для них введением, объясняя происхождение еврейского народа, божественное устроение которого в царство Ягве через посредство Моисея и составляет главный предмет указанных четырех книг. Книга «Бытие» естественно разделяется на две части: в первых 11-ти главах излагаются первоначальные судьбы рода человеческого до того времени, пока Бог избрал одного человека, Авраама, чтобы в его семени благословились все колена земные; в следующих 39-ти главах (12–50) рассказывается история избранного Богом человека и его потомства до того времени, пока оно, переселившись в Египет по изволению Божию, из семьи стало вырастать в великий народ. Первая часть обнимает собой первобытный период истории человечества, вторая – патриархальный. В каждой из этих частей можно заметить по пять подразделений, обозначаемых в самой книге словом «толедот» – «роды, поколения». Этим словом называются, прежде всего, родословные списки, содержащие перечисление различных поколений, происшедших от одного общего родоначальника. Например, «сия племена сынов Ноевых по родам их» – здесь словом «толедот» названы перечисленные ранее роды, происшедшие от сынов Ноевых (Быт. 10:32). Но так как родословные списки составляют начало и главное содержание древней восточной истории, то «родословие» («толедот») стало означать и «историю рода» или вообще «историю». В этом последнем смысле «толедот» употребляется и в книге «Бытие». Например, слова «сии же роди Иаковли» (Быт. 37:2) означают не «родословие Иакова», т.к. далее нет перечисления его потомков, а «историю Иакова», которая и излагается в следующих главах. Тот же смысл имеют и слова «сия книга бытия (толедот «родов») небеси и земли» (Быт. 2:4), и здесь «толедот» означает историю или происхождение неба и земли. Десять частей книги «Бытие», отмеченных словом «толедот», не равны между собой: одни содержат только несколько стихов, другие несколько глав. Таковы «роды», или история 1) «неба и земли» (гл. 1–4); 2) Адама (5:1–6:8); 3) Ноя (6:9–9:29); 4) сыновей Ноя (10:1–11:9); 5) Сима (11:10–26).

 



 
PR-CY.ru