Словарь по христианству Б БУБЕР Мартин - Страница 2

БУБЕР Мартин - Страница 2

В его творчестве можно выделить основные темы: онтология диалога, учение об интерсубъекгивной коммуникации, проблема веры и моральности, истолкование хасидизма. В книге «Я и Ты», ставшей программным исследованием, Бубер развивал основную идею своего творчества – учение о диалоге, стремился отыскать «третий путь» между неосуществимым идеалом объективизма, который приводит рефлексивное познание человека к заблуждению, и картезианской фетишизацией тайны собственной индивидуальности, грозящей солипсизмом (солипсизм – радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира). Вследствие этого им отвергается как онтологическая рефлексия о «бытии как существующем», так и непреодолимое тождество «ego cogito». В качестве исходной точки Бубер избирает ситуацию, по его мнению, наиболее фундаментальную – феномен сосуществования «Я» с другой личностью, поскольку существование человека всегда является «со-бытием» с другими людьми. Разграничение двух сфер: «Я – Это», где осуществляется вещное отношение человека к миру, и «Я – Ты», где реализуется аутентичное бытие, – явилось той ступенью, которая позволила более детально определить предмет рефлексии философии диалога. В философии XX в. тема диалога и коммуникации становится одной из основополагающих, и остро осознается проблема двойственного отношения человека к миру: как к безличному объекту и как к таинству, единственному и неповторимому сущему. Эта двойственность характеризуется в учении Бубера об отношении «Я – Ты» и «Я – Оно» в понятиях «интеллекта» и «интуиции» французского буржуазного философа-идеалиста Анри Бергсона (1859–1941 гг.); «проблемы» и «таинства» французского философа и драматурга Габриэля Оноре Марселя (1889–1973 гг.); «массовой» и «экзистенциальной» коммуникации немецкого философа-экзистенциалиста, психолога и культуролога Карла Ясперса (1883–1969 гг.); в концепции «подлинного» и «неподлинного» существования в экзистенциализме в целом и т.д. Основная идея философии диалога Бубера заключается в том, что «Я» является не субстанцией, а связью, отношением с «Ты», благодаря чему осуществляется истинное предназначение человека. Отношение  между «Я» и «Ты» рассматривается им не как субъективное событие, т.к. «Я» не представляет (не субъективирует) «Ты», а встречает его. Бубер полагал, что человек, с одной стороны, может относиться к миру и бытию как к совокупности безличных предметов и орудий, которые должны служить его утилитарным целям. Для того чтобы пользоваться предметом, мы помещаем его в то или иное пространство и время, в те или иные причинно-следственные связи. Точно так же человек может относиться к другим людям и даже к Богу. В этом случае, полагал Бубер, мы подчиняемся установке «Я – Оно» и используем соответствующий ей язык. Но существует и иное отношение, которое он называл личностным, или диалогическим. Можно обращаться к предметам, людям, Богу как к «Ты», как обращаются к личности, собеседнику, другу. Объект фактически перестает быть таковым и становится тоже субъектом – равноправным партнером и собеседником в диалоге. Когда «Я» и «Ты» вступают в онтологический диалог, мир предстает совершенно отличным от мира «Оно» и несоизмеримым с ним. Как каждая субстанция становится объектом, предметом, вещью в отношении «Я – Оно», так же, считал Бубер, она может стать партнером, собеседником, другом в отношении «Я – Ты». Сущность отношения «Я – Ты» – это любовь, т.е. целостная направленность, устремленность чьей-либо жизни и воли к собеседнику. В отношении «Я» и «Ты» нет мистического единения, каждый остается собой. Именуя кого-то или что-то, мы как бы отделяем его от себя, обращаемся с просьбой ответить нам. «Ты» существует «для меня», но вместе с тем не становится мной; точно так же и «Я» существую «для него», но не становлюсь им.

 



 
PR-CY.ru