БРЮНСВИК Леон

БРЮНСВИК Леон (1869–1944 гг.) – французский философ и методолог науки, профессор философии в лицеях Лориена (1891–1893 гг.), Тура (1895 г.), Руана (1900 г.), профессор в Сорбонне (с 1909 г.), член Академии моральных и политических наук (с 1920 г.). Предзадал основные темы неорационализма, концептуально оформленного французским философом, психологом, культурологом и методологом Гастоном Башляром (1884–1962 гг.), написавшим свою диссертацию под руководством Брюнсвика. Определял свою доктрину как «философию мысли» и специфицировал её как «критический идеализм» или «открытый рационализм». В историко-философской литературе его философию называют также «математическим интеллектуализмом». Основная задача философии, по Брюнсвику, – дать критический анализ наук, преодолеть разрыв между опытом и постулатами, фактами и теорией. С антисубстанционалистских и антиаприористских позиций он пытался рассмотреть проблематику современного ему естествознания и математики. Много внимания уделял также философской истории науки и истории философии. Брюнсвик противостоит, с одной стороны, эмпирическому позитивизму, а с другой – метафизическому рационализму. Философия рассматривается им как интегральное знание, познание познания, осуществляющееся в живой, духовной деятельности. Наиболее сильным было влияние на него картезианско-кантианской традиции. Программа критики классической науки перерастает у него в критику культуры. Брюнсвик считал своими учителями французского философа Жюля Ланьо (1851–1894 гг.), французского логика и философа-идеалиста Жюля Лашелье (1832–1918 гг.); французского философа-идеалиста, представителя спиритуализма Эмиля Бутру (1845–1921 гг.). Самый известный из его учеников – французский философ, социолог и политолог Раймон Арон (1905–1983 гг.). Докторская диссертация Брюнсвика – «Модальность суждения» (опубликована в 1897 г.), оказалась программной для всего его творчества. Основные работы: «Введение в жизнь духа» (1900 г.), «Современный идеализм» (1905 г.), «Этапы математической философии» (1912 г.), «Человеческий опыт и физическая причинность» (1922 г.), «Прогресс сознания в западной философии» (1927 г.), «Познание себя» (1931 г.), «Эпоха разума» (1934 г.), «Разум и религия» (1939 г.), «Декарт и Паскаль – читателя Монтеня» (1941 г.), «Спиноза и его современники» (1944 г.), «Об истинном и ложном обращении» (издано в 1950 г.) и др. История познания, как и история культуры, есть, согласно Брюнсвику, история попыток разума «схватить бытие», в которых обнаруживается, что нет мира вне тех культурных и познавательных форм, в которых он нами осмысляется. Отсюда его антисубстанционалистская (антиметафизическая) программа, призванная снять проблематику «вещи в себе». Анализируя модальность суждений, Брюнсвик интерпретирует суждение как акт, конституирующий познание и утверждающий бытие. Тем самым он переводит метафизику в гносеологию, где центральной проблемой является осмысление внутренней, душевной жизни человека (intériorité) как единства теоретического и практического разума, как действенного и истинного идеала науки и морали. Брюнсвик называет свою философию философией мышления, задача которой – постичь связь между различными мировоззрениями, раскрыть путь духовного развития человечества, найти пути объединения внутреннего (intériorité) и внешнего (extériorité), которые он видит в солидарности. Тем самым философия духа перерастает у него в философию истории, где вычленяются различные культуры и этапы в прогрессе сознания, свободного движения духа, освобождающего человека от субъективизма и материализма и увеличивающего содержание духовной жизни. Основной тезис методологии Брюнсвика гласит: «Познание конституирует мир, который является миром для нас. Сверх этого нет ничего; вещь, которая была бы за пределами познания, являлась бы согласно определению, недостижимой, неопределимой, т.е. для нас она была бы равнозначна ничто».

 



 
PR-CY.ru