БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман

БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838–1917 гг.) – австрийский философ и психолог. Племянник немецкого поэта-романтика К. Брентано и брат известного экономиста Л. Брентано. Род Брентано известен (предположительно) с XII в. и происходит из Италии; с XVIII в. предки Брентано обосновались в Германии. Родился Брентано в Германии, изучал философию и психологию в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине (у Ф.А. Тренделенбурга – известного специалиста по философии Аристотеля) и в Мюнстере. В Мюнхене и Вюрцбурге изучал также теологию. В 1864 г. принял сан католического священника, преподавал в Вюрцбурге, где в 1866 г. прошел габилитацию (процедуру получения высшей академической квалификации) по философии (в 1862 г. защитил диссертацию «О различных значениях сущего у Аристотеля» в Тюбингене; габилитационная работа – «Психология Аристотеля, в особенности его учение о nous poitikos»). Брентано высказал несогласие с утвержденным на первом Ватиканском соборе догматом о непогрешимости папы, поэтому был вынужден оставить преподавание. В 1872 г. он посетил Англию, где встречался с английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820–1903 гг.) и кардиналом, английским католическим богословом Джоном Генри Ньюманом (1801–1890 гг.), вступил в переписку с английским философом и экономистом Дж. С. Миллем (1806–1873 гг.). Покинув Германию, Брентано переехал в Австро-Венгерскую империю и начал преподавать в Венском университете. В 1880 г. женился, сняв с себя сан католического священника, поэтому вынужден был оставить должность профессора, но продолжал преподавать в статусе приват-доцента. Как воспреемник круга идей чешского философа, теолога, математика и логика Бернарда Больцано (1781–1848 гг.) он считается подлинным основоположником австрийской философской традиции, зачинателем «австрийского способа философствования», зарождавшегося и развивавшегося во многом в оппонировании идеям и стилю немецкой трансцендентально-критической философии. В Вене Брентано преподавал до 1895 г., а с 1896 г. (после смерти жены) жил во Флоренции (принял итальянское гражданство), с 1915 г. – в Цюрихе. Последние годы жизни тяжело болел (глаукома, головные боли), умер в Цюрихе в 1917 г. (от перитонита, во время диктовки). В его творчестве исследователи выделяют два этапа (переломным считается 1902 г.). Во время второго периода Брентано осуществил поворот к концепции реизма (традиции, развитой во Львовско-Варшавской школе, в частности, логиком и философом Тадеушом Котарбиньским; 1886–1981 гг.), характеризующейся смещением внимания с актов человеческого сознания к изучению предпосылок и условий их возникновения. «Нервом» собственного интеллектуального развития Брентано было длительное колебание между теологическими и философскими проблемами, внешне обозначенное его отстранением от преподавания, сложением сана священника, объявлением о выходе из церкви. В его философской эволюции очевиден переход от увлечения комментированием и интерпретацией текстов древнегреческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), систематизатора ортодоксальной схоластики Фомы Аквинского (1225/1226 – 1274 гг.), теолога и философа Ансельма Кентерберийского (1033–1109 гг.), английского философа, представителя поздней схоластики Уильяма Оккама (1285–1349 гг.) к идеям интенциональной природы сознания и «эмпирической социологии», а впоследствии – к новому возврату к кругу идей Аристотеля и разработке концепции реизма. При жизни Брентано было опубликовано всего несколько его небольших философских работ: «О различных значениях сущего Аристотеля» (1862 г.), «Психология с эмпирической точки зрения» (1874 г.), «Четыре фазы философии и её нынешнее состояние» (1895 г.), «О классификации психологических феноменов» (1911 г.) и один сборник стихотворений (если не считать статей, докладов и небольших брошюр). Он всегда был, прежде всего, «говорящим», а не «пишущим» философом. К настоящему же времени усилиями учеников и последователей издано порядка 20 полновесных томов его сочинений. Судьба идей Брентано была обусловлена интеллектуальным статусом тех философских направлений XX в., в границах которых они использовались и многие из которых были основаны его учениками.

 



 
PR-CY.ru