БОЭЦИЙ Аниций Маналай Торкват Северин

БОЭЦИЙ Аниций Маналай Торкват Северин (около 480 – 524/526 гг.) – позднеримский философ и теолог, ученый-энциклопедист, государственно-политический деятель, казненный остготским королем Теодорихом (493–526 гг.). При жизни прославился как универсальный ученый во всех «благородных» науках своего времени. Как философ Боэций видел свою задачу в том, чтобы латинизировать и привести к единству греческую философию – Платона, Аристотеля в неоплатоников, укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. Как богослов он стремился перенести на латинскую почву тонкие различения греческого богословия (никейского и халкидонского) в учениях о Троице и об ипостаси и природах Христа. На латинском Западе Боэций почитается как Отец церкви; вплоть до XIV в. считался «sununus philosophus» – «главным философом». Для латинского Средневековья он один из главных наставников в античной философии и логике, а также в специальных науках (арифметике, геометрии, музыке, астрономии, риторике); один из создателей схоластического метода. Боэций происходил из знатного римского рода Анициев. Осиротев в детстве, был усыновлен Квинтом Симмахом, консулом, затем главой сената и префектом Рима. Учился предположительно или в Александрии, или в Риме, или в Равенне – с 493 г. столице завоевавшего Италию Теодориха. Женился на дочери Симмаха. Сделал при Теодорихе блестящую карьеру: в 510 г. консул, затем принцепс римского сената; в 522 г. Теодорих назначает его на должность magister officiorum – уже не только почетный, но и реальный пост первого министра королевства (тогда же почетными консулами назначаются и два его малолетних сына). К этому времени Боэций – знаменитейший ритор (писатель) и философ Италии. В 523/524 гг. по обвинению в государственной измене он приговаривается к тюремному заключению, затем к смерти. Казнен в Павии в 524 или 526 г. (до конца XIX в. в Павии сохранялся местный культ св. мученика Боэция). Он обвинялся в том, что стремился вернуть Риму утраченную свободу; пытался защитить сенаторов путем сокрытия документов, уличающих их в «оскорблении величества» Теодориха; занимался магией и осквернял святыни (первые два пункта сам Боэций признал справедливыми). Вскоре был казнен и единственный его защитник Симмах. В тюрьме Боэций пишет самое известное свое художественно-философское сочинение – «Утешение философией». Он написал учебные руководства (работы около 505–510 гг.) по арифметике («Наставление в арифметике»), геометрии («Наставление в геометрии»; сохранились отрывки), музыке («Наставление в музыке»), а также «Наставление в астрономии» (не сохранилось); перевел «Начала» Евклида и «Арифметику» Никомаха; перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля. Переводы обеих «Аналитик», «Топики» и «Софистических опровержений» не сохранились; неизвестно, были ли сделаны переводы «Метафизики», «Физики» и «Этики»; не сохранились комментарии к аристотелевским «Аналитикам» и «Физике», а также переводы к «Топике» Цицерона. Кроме того, Боэций написал трактаты: «О категорическом силлогизме» («Antipraedicamenta»); «О гипотетических силлогизмах»; «О (логическом) делении»; «Об отличительных признаках в топике» (сохранились фрагменты), «Комментарии к Порфирию»; перевел и прокомментировал «Введения» Порфирия к аристотелевским «Категориям» (два: для новичков и для получивших философское образование), что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов её развития. Так, именно после переводов Боэцием философа-неоплатоника Порфирия (232/233 – 305/306 гг.) схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий.

 



 
PR-CY.ru