БЕНЬЯМИН Вальтер

БЕНЬЯМИН Вальтер (1892–1940 гг.) – немецкий историк культуры и философ. Его работы получили известность, начиная с 1960 гг., когда впервые было издано систематическое собрание его сочинений (при непосредственном участии профессора Франкфуртского университета Теодора Адорно; 1903–1969 гг.); 7-томное собрание сочинений Беньямина было опубликовано в 1972–1989 гг. Основные сочинения: «Избранное сродство» (1922 г.), «Происхождение немецкой трагедической игры» (1925 г.; опубликована в 1928 г.), «Московский дневник» (1926–1927 гг.), «Шарль Бодлер: лирический поэт в век позднего капитализма» (1937–1939 гг.), «Что такое эпический театр?» (1939 г.), «О понятии истории» (включает в себя 18 «афоризмов» или «тезисов», 1940 г.) и др. Философствование Беньямина объединяет в себе элементы марксизма в духе Франкфуртской школы и иудаизма, которые дополняются интересом к исследованию конкретных форм культуры. Он изучал философию в Берлине, Мюнхене и Берне, в 1919 г. защитил диссертацию «Понятие художественной критики в немецком романтизме». Работа «Происхождение немецкой трагедической игры» в качестве докторской диссертации была отвергнута Франкфуртским университетом из-за ее необычности. В 1925–1926 гг. Беньямин посетил Москву, стал активно изучать работы классиков марксизма К. Маркса (1818–1883 гг.), Ф. Энгельса (1820–1895 гг.) и В.И. Ленина (1870–1924 гг.). С 1933 г. жил в Париже. Тогда же началось его сотрудничество с Институтом социальных исследований во главе с немецким философом и социологом Максом Хоркхаймером (1895–1973 гг.). В центральной работе «Труд о Парижских пассажах», которая является частью незавершенного проекта исследования культуры XIX в. (готовилась в 1927–1940 гг.; опубликована в 1955 г.), Беньямин анализирует конкретные феномены парижской культуры XIX в., развитие которых выражает становление современной капиталистической эпохи. Архитектура, живопись, литература рассматриваются им как взаимосвязанные части единого исторического контекста, который формируется на основе развития способа производства: согласно Беньямину, художественное произведение суть «интегральное выражение религиозных, метафизических, политических и экономических тенденций» своего времени. Критический анализ культуры французской буржуазии сочетается у него с бережным археологическим описанием мельчайших элементов и ностальгической констатацией упадка. Осмысливая «трагическую игру» барокко, Беньямин предвосхитил постмодернистский тезис об отсутствии «финальных» смыслов в компонентах духовной культуры. Аллегории века барокко могут, по его мнению, означать все что угодно и всегда иное, нетождественное самому себе. Истина предмета целиком растворена в субъективном волюнтаризме аллегорических означиваний: в аллегорических фигурах «трагической игры» история человечества суть история мук и испытаний, на языке же символов природа воспринимается как промысел спасения и преображения. По его мнению, утрата именем и вещью взаимного соответствия (сразу же вслед за грехопадением Адама) и результируется в том, что язык должен трактоваться не как орудие адекватной коммуникации, а в качестве произвольной формы всего сущего. Поскольку любая вещь обладает неким духовным содержанием, постольку язык сопричастен любым вещественным осуществлениям и проявлениям, словесная коммуникация – лишь фрагмент функционирования языка. Он считал, что имя как особый предмет, на котором центрируется интерес философии языка, только и способно препятствовать редуцированию сообщения до уровня обычного инструментального акта. В эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936 г.) Беньямин использует идеи К. Маркса для пересмотра традиционных трактовок искусства, указывает, что возможность воспроизводства произведения искусства, которая возникла с развитием фотографии и кино, создает принципиально новую ситуацию в культуре. Ритуальные черты, которые изначально связывали искусство с религией, культом, утрачивают свое значение. Соответственно, искусство основывается уже не на ритуале, а на политике.

 



 
PR-CY.ru