БЕРДЯЕВ Николай Александрович

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874–1948 гг.) – русский религиозный философ, один из основоположников «нового религиозного сознания». Родился в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884–1894 гг. учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета св. Владимира, но в 1895 г. перевелся на юридический факультет. В 1898 г. (в некоторых источниках указан 1897 г.) за участие в социал-демократическом движении был исключен из университета. В 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию, затем в Житомир. С 1904 г. жил в Петербурге, принимал участие в редактировании религиозно-философских журналов «Новый Путь» и «Вопросы Жизни». Выступал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902 г.), «Вехи» (1909 г.) «Из глубины» (1918 г.). В 1908 г. Бердяев поселился в Москве, где сблизился с кругом основателей «Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева». Первая книга («Субъективизм и индивидуализм в общественной философии») вышла в 1900 г. Бердяев постепенно отошел от марксистских взглядов и стал приверженцем христианского «мистического реализма».  В 1911–1912 гг., после пребывания в Италии, начинает складываться его оригинальная философия. В 1913 г. он был привлечен к суду за критику политики Святейшего Синода по отношению к имяславцам (статья «Гасители духа»). Из-за начала войны дело было отложено, а затем (в 1917 г.) прекращено. В июне 1917 г. Бердяев являлся одним из учредителей «Лиги русской культуры» (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве и др.). На частном Совещании общественных деятелей в Москве 9 августа 1917 г. он сделал доклад об экономическом состоянии России, а 10 августа был избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября 1917 г. Бердяев работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Октябрьскую революцию он первоначально рассматривал как несущественный эпизод. Бердяев являлся одним из основателей Всероссийского союза писателей, а в 1918 г. был избран его вице-президентом. Союз организовал библиотеку для молодежи, а затем Лавку писателей, где Бердяев работал продавцом. Зимой 1918–1919 гг. он организовал «Вольную академию духовной культуры», до 1922 г. был ее председателем. В Московском университете преподавал философию, в Государственном институте слова преподавал этику слова, избран профессором Московского университета, был лидером небольшевистской общественности. В конце 1918 – начале 1919 гг. Николай Бердяев работал в хранилище частных архивов Главархива. В феврале 1920 г. привлекался к принудительным работам, был арестован по делу «Тактического центра», допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским. Летом 1922 г. жил на даче в Барвихе, 16 августа на один день приехал в Москву и был арестован ГПУ, через неделю выпущен из тюрьмы на Лубянке, подписав обязательство покинуть Россию. В сентябре 1922 г. был выслан в Германию. Во время краткого пребывания в Берлине Бердяев преподавал в Русском научном институте, в создании которого участвовал, организовал Религиозно-философскую академию, содействовал становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД). После 1924 г. жил в местечке Кламар недалеко от Парижа, был профессором Русской религиозно-философской академии в Париже. В 1925–1940 гг. Николай Александрович Бердяев был редактором основанного им религиозно-философского журнала «Путь» – ведущего издания русской эмиграции; руководил издательством «YMCA–Press» («Христианского союза молодежи»). В 1947 г. был избран почетным доктором теологии Кембриджского университета. В 1926–1928 гг. Бердяев устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных. На Западе он получил известность как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма. Умер в Кламаре.

 



 
PR-CY.ru