Словарь по христианству Б БАТАЙ Жорж - Страница 2

БАТАЙ Жорж - Страница 2

В 1935 г. Ж. Батай принимал участие в работе группы, организованной французским психоаналитиком и философом Жаком Лаканом (1901–1981 гг.), в том же году стал одним из инициаторов движения «Контратака» (движение распалось в 1936 г.), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, даже антидемократия, а основной целью провозглашалась замена мифов фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными источниками вдохновения «Контратаки» были сочинения маркиза де Сада, Шарля Фурье (1772–1837 гг.), Фридриха Ницше. Члены движения принимали участие в уличных манифестациях, протестуя против действий националистической организации «Аксьон франсез». В этот период Батая и близких к нему членов движения обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов «недипломатическая грубость» Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива «слюнтяйства» политиков и дипломатов. С 1936 г. Батай начал организацию тайного общества «Асефаль» и одновременно журнала с тем же названием. Первый номер вышел в 1936 г., а общество было создано в 1937 г. Его членами стали Пьер Клоссовски, Клод Шеннон, Шави и др. (одно из правил общества – не подавать руки антисемитам). В том же году Батай стал одним из организаторов социологического коллежа, среди задач которого была разработка социологии «священного», способной дополнить марксистский анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни, изучением социального бытия в тех его формах, в которых обнаруживается присутствие «священного». В тот же период он организовал Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Батая выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по его мнению, смерть – «эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию»), вины (в 1944 г. выходит в свет его книга «Виновный»), греха, зла, внутреннего опыта (книга «Внутренний опыт»; опубликована в 1943 г.). В 1946 г. по инициативе Батая началось издание журнала «Критика», где он опубликовал статьи «Моральный смысл социологии», «Тайна Сада», «О рассказах жителей Хиросимы», «Переход от животного к человеку и рождение искусства», «Коммунизм и сталинизм», «Сад (1740–1814)» и др.

 



 
PR-CY.ru