БЕГИНКИ

БЕГИНКИ (лат. beguinae) – члены женских полумонашеских общин, соединявшие традиционные католические формы монашеского общежития с мистицизмом западноевропейских религиозных движений XII–XIII вв. Примыкавшие к бегинкам мужские общины носили наименование беггардов. Происхождение термина «бегинки» неясно, наиболее часто оно соотносится с именем католического пресвитера из г. Льежа (Бельгия) Ламберта де Бегга (ум. около 1180 г.), считающегося основателем первой общины бегинок. С XV в. наименование «бегинки» стало связываться с именем св. Беги (ум. в 693 г.), основательницы монастыря в Андене (Бельгия), однако это утверждение было опровергнуто уже в XVII в. Первое упоминание о бегинках встречается в конце XII в. в документах г. Льежа, к середине XIII в. их общины получили распространение в Нидерландах, Франции и Германии. Наиболее многочисленные общины (иногда до 2 тыс., чаще 50–60 человек) находилось в крупных городах, где они образовывали отдельное огороженное поселение – «беггинаж» (лат. collegia beguinarum, beguinagiae), включавшее в себя церковь или молельный дом, кельи и дома, больницу, приют, школу. В отличие от традиционных монашеских орденов бегинки не имели общего устава и общего орденского начальника. При вступлении в беггинаж они не отрекались от собственности и не давали обета нестяжания; обеты целомудрия и послушания давались ими тайно, и они могли в любой момент свободно покидать общину и вернуться к мирской (в том числе супружеской) жизни. Как правило, после 6-летнего проживания в беггинаже бегинка получала право на отдельное проживание в небольшой уединенной келье. Бегинки в основном занимались благотворительной деятельностью, помогали бедным, организовывали приюты, больницы, странноприимные дома и школы. Первоначально средства для благотворительной деятельности у них образовывались с доходов от своего имущества или общинного труда, затем, под влиянием нищенствующих орденов францисканцев (терциариев) и доминиканцев, с которыми поддерживались тесные контакты, бегинки стали собирать милостыню (отсюда происходит еще одна версия их наименования: от средненемецкого beggam – нищенствовать). Характерной особенностью бегинок являлось сочетание обычного монашеского общежития с различными мистическими практиками, что делало их схожими с другими направлениями западного средневекового мистицизма. Из-за распространения среди них тезиса о возможности единения души с Богом благодаря особой аскетической практике, фактически исключавшего посредничество церкви в деле спасения души, деятельность бегинок подвергалась осуждению со стороны Римско-католической церкви. На Вьенском соборе наряду с другими мистическими направлениями бегинки были обвинены в распространении еретических учений, что привело к гонениям на них инквизиции и к серьезным ограничениям их деятельности со стороны гражданских властей. К началу XV в. численность их общин значительно уменьшилась, многие бегинки вступили в официальные католические монашеские ордены и конгрегации. Сохранившиеся до XVI в. в Германии и Нидерландах общины бегинок оказали поддержку Реформации. К XVIII в. бегинки практически прекратили свое существование, до настоящего времени их отдельные общины в виде благотворительных организаций сохранились в Бельгии и Нидерландах.

 
PR-CY.ru