БЕАТИФИКАЦИЯ

БЕАТИФИКАЦИЯ (лат. beatification; beatis – блаженный, fatio – делаю) – в Римско-католической церкви акт причисления того или иного лица к лику блаженных (предварительный шаг к канонизации), когда известный человек объявляется блаженным после смерти, хотя при этом и не решается вопрос, святой он или нет, и ему предоставляются известные религиозные почести, но не поклонение; законодательный акт, которым папа причисляет некое лицо к лику блаженных и провозглашает, что этому лицу может оказываться почитание в соответствии с особым литургическим чином. Это почитание не является обязательным для всей церкви и обычно носит местный характер или осуществляется в рамках отдельного религиозного сообщества (например, монашеского ордена). Беатификация рассматривается церковью как «низшая ступень», определенный этап в процессе подготовки канонизации. Понятие беатификации уточнил папа Урбан VIII (1623–1644 гг.), издавший в 1625 г. декрет «О канонизации», а в 1642 г. провел четкое разграничение между беатификацией и канонизацией (из общей практики впервые была выделена процедура так называемой эквивалентной беатификации, когда выясняется, что культ данного лица уже существует). С тех пор для начала канонизации какого-либо праведника необходимо сначала его беатифицировать. В этом случае требуются доказательства того, что почитание этого лица осуществлялось на протяжении не менее ста лет. В конце XVII в. процедура беатификации была отделена от процедуры канонизации (причисления к лику святых и провозглашения общецерковного культа новоявленного святого). Впервые беатификацию по новым канонам в 1663 г. провел папа Александр VII (1655–1667 гг.) в отношении Франциска Сальского. Реформировали процесс беатификации папы Павел VI (1963–1978 гг.) и Иоанн Павел II (1978–2005 гг.). В настоящее время процедуры беатификации регулируются Кодексом канонического права. Набор ключевых для беатификации требований: проверка произведений будущего блаженного (если таковые имеются) на ортодоксальность; оценка его прижизненных добродетелей; минимум два чуда, произошедшие после смерти кандидата по молитвам к нему (если беатифицируют мученика, чудо не обязательно) утвердил папа Бенедикт XIV (1740–1758 гг.). Инициатором беатификации выступает, как правило, та епархия, на территории которой находится могила праведника. Кандидатура рассматривается Ватиканом. Святой престол дает свое заключение; если возражения отсутствуют (nihil obstat), начинается процесс беатификации, а умершего начинают именовать «слугой Божьим». Решение nihil obstat обычно выносится не ранее чем через пять лет после смерти кандидата для беатификации, но папа может лично или сократить срок, или вообще отменить (как в случае блаженной Терезы Калькуттской и папы Иоанна Павла II). Следующий этап – сбор информации о «слуге Божьем»: должны быть подтверждены факты его праведной жизни, прижизненные и посмертные чудеса по его заступничеству (проверяются особой медицинской комиссией), отсутствие культа поклонения ему до беатификации (поскольку до официального прославления разрешены только личные формы почитания праведника). Далее дело кандидата представляется на епархиальный процесс, где епископ и специальная комиссия изучают досье. В случае положительного вердикта дело передается в Ватикан. Здесь проводится аналог судебного процесса (до 1983 г. – с участием «адвокатов дьявола»), где рассматривают доводы и защитников кандидата, и противников его беатификации. В случае вынесенного решения в пользу кандидата дело передается в Конгрегацию по делам святых, а понтифик лично принимает решение о причислении «слуги Божьего» к лику блаженных. Как правило, имя нового блаженного оглашается в соборе св. Петра во время торжественного богослужения. Икона блаженного, покрытая до его оглашения тканью, открывается, читается папский декрет о беатификации и исполняется гимн «Тебя, Бога, славим» («Te Deum»). См. также КАНОНИЗАЦИЯ.

 
PR-CY.ru