БАДЕНСКАЯ (Фрейбургская, Юго-Западногерманская) ШКОЛА

БАДЕНСКАЯ (Фрейбургская, Юго-Западногерманская) ШКОЛА – направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально-психологической интерпретации учения родоначальника немецкой классической философии И. Канта (1724–1804 гг.). Сложилось в конце XIX и начале XX вв. Свое название получило от земли Баден (Германия), на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители школы – Вильгельм Виндельбанд (1848–1915 гг.) и Генрих Риккерт (1863–1936 гг.). Основные положения философии Баденской школы были впервые изложены в работах ее родоначальника В. Виндельбанда (W. Windelband, Präludien, Aufsätze und Reden zur Einleitung in die Philosophie, 1884, рус. пер. – Прелюдии, 1904, и др.), а затем более детально разработаны в трудах Г. Риккерта (Н. Rickert, Der Gegenstand der Erkenntnis. Ein Beitrag zum Problem der philosophischen Transzendenz, 1892, рус. пер. – Введение в трансцендентальную философию, 1904; Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung..., Η. 1–2, 1896–1902, рус. пер. – Границы естественнонаучного образования понятий, 1903). Поэтому философское учение школы чаще всего связывают с именем Г. Риккерта, имея в виду, главным образом, его историческую теорию. Критикуя И. Канта «справа», Баденская школа устранила из его учения материалистические элементы и развила его априоризм. Неокантианцы Баденской школы рассматривают философию как науку о должном, как критическую науку об «общечеловеческих ценностях». Отвлекаясь от объективно существующей материальной действительности, а также от всего того, что присуще общественному человеку, его действительному индивидуальному сознанию, они конструировали некое сверхиндивидуальное абстрактное человеческое «сознание вообще», являющееся условием всякого познания. Абстракция «сознания вообще» находится по ту сторону всех возможных объектов и субъектов, в мире нравственного долженствования и абсолютных ценностей. Она есть «предельное понятие», идеал, которым надо руководствоваться как в теоретической, так и в практической деятельности. Однако абсолютные ценности и идеалы, направляя деятельность человека к достижению прогресса, совершенного государственного устройства, вечного мира и т.д., не гарантируют их осуществления, поскольку мир должного, являясь противоположностью существующего, никогда не может найти в нем своего завершения. В идеалистической философии Баденской школы особое место занимает ее методология. Развивая кантовскую антитезу бытия и долженствования и положение И. Канта о принципиальном различии между естествознанием и моральной философией, ее представители предложили классификацию наук не по их предмету, а по методу исследования. История и естествознание имеют дело с единым предметом – чувственно данной действительностью и ее бесконечным множеством предметов и признаков. Согласно Баденской школе, естествознание путем изучения постоянно повторяющихся связей и отношений образует понятия с безусловно общим содержанием, т.е. законы действительности («генерализирующий» метод). История же может дать только описание однократного, неповторяющегося события, которое в силу его своеобразия невозможно подвести под понятие «закон» («индивидуализирующий» метод). Историческая теория Баденской школы представляет собой попытку обоснования субъективного метода в социологии; она проповедует социологический агностицизм, практически отрицая возможность познания объективных законов исторической действительности. Разработанная «баденцами» классификация наук, в основу которой положены различия по «формальному характеру познавательных целей наук» (т.е. по методу), а также грандиозная по своим масштабам теория истории и культуры получили широкое распространение в среде гуманитариев, оказав значительное влияние на развитие философии, социологии, психологии, культурологии и историографии.

 



 
PR-CY.ru