БАРМЫ

БАРМЫ (вероятно, от искаж. персид. «берме» – «обрамление, защита, ограждение» через польск. brama, bramka – «женское шейное или нарукавное украшение») – драгоценное оплечье, деталь парадного костюма византийских и русских князей и царей. Однако ни происхождение слова, ни его значение до сих пор точно не определены. Под бармами обыкновенно разумеют оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда. Лучшим образцом их являются те, которые были найдены президентом Императорской академии художеств Олениным в 1822 г., близ села Старая Рязань. Состоят они из 11 так называемых запон, сделанных из чистого золота (запоны обыкновенно нашивались на глазет) и украшенных по краям драгоценными камнями и мелким жемчугом, нанизанным на золотой проволоке. Все остальное пространство запон занято изображениями: на первой лицевой запоне изображено мусиею с золотой прорезкой распятие Спасителя с предстоящими у креста Божией Матерью и Иоанном Предтечей. По обеим сторонам – надпись по-гречески: «се сын твой», «се мать твоя». Над крестом изображены херувимы. На второй лицевой запоне изображена финифтяной мусиею Божия Матерь. На других четырех запонах изображены: св. Ирина, великомученица Варвара и лики святых в царской одежде и с крестом в руках, по предположению Оленина – Бориса и Глеба. Остальные пять запон меньшей величины с одними украшениями из драгоценных камней. Кроме золотых барм были еще шитые бармы, на которых изображения Иисуса Христа и святых вышивались по темно-фиолетовому («таусинному») атласу, а кайма между изображениями унизывалась жемчугом с золотыми и серебряными украшениями. В Византии бармы известны с X в. Сохранились изображения жемчужных шейных ожерелий, украшенных жемчугом, на монетах Никифора II Фоки (963–969 гг.). При императоре Константине VII Багрянородном (912–920 гг.) оплечье получает совершенно самостоятельную форму, отдельную от остального императорского наряда, и принимает вид круглого воротника, отороченного с внешней стороны полосами, между которыми тянется ряд крупных жемчугов или других каких-нибудь круглых украшений. Его преемники не делали в этом украшении никаких перемен, за исключением новых нашивок из жемчужных нитей или других драгоценных камней, но при Алексее Комнине (1081–1118 гг.) бармы получили самостоятельное значение регалий. При нем оплечья делались из золотой парчи с двумя рядами жемчуга и драгоценными камнями; пространство между обеими каймами занимали четыре больших кружка, или бляхи, которые у нас стали называть «запонами». Тогда они стали представлять собой широкий парчовый или атласный воротник, шитый жемчугом, украшенный драгоценными камнями и симметрично расположенными запонами – металлическими пластинами округлой формы или золотошвейными медальонами с изображениями Иисуса Христа, Божией Матери и святых.

 



 
PR-CY.ru