БАПТИСТЫ - Страница 18

После второго съезда (декабрь 1910 г. – январь 1911 г.) Союз вошел в состав Всемирного союза баптистов, в 1911 г. Проханов был выбран одним из вице-президентов (он занимал этот пост до 1928 г.). Учение евангельских христиан содержит три основных положения: все уверовавшие во Христа спасены; спасение – дар и дается Богом без усилий со стороны человека; человек спасается верой в искупительную жертву Христа, осознавая себя бессильным грешником. В отличие от баптистов евангельские христиане практикуют «открытое хлебопреломление», т.е. допускают к нему других христиан, а не только крещенных по евангелистскому обряду, кроме того, любой член общины по ее поручению может совершать хлебопреломление, бракосочетание и крещение. В конце 1904 – начале 1905 г. евангельские христиане и баптисты совместно подготовили «Краткую записку о возникновении, развитии и о настоящем положении евангельского движения в России и о нуждах евангельских христиан, известных под различными народными кличками: пашковцы, баптисты, новоменнониты и т.п.», и вместе с предложениями по изменению законодательства Проханов подал ее 8 января 1905 г. в МВД. 17 апреля 1905 г. появился закон «Об укреплении начал веротерпимости», 17 октября 1906 г. вошел в силу закон «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов». Эти законы дали возможность баптистам владеть движимым и недвижимым имуществом, вести метрические книги в общинах, устраивать молитвенные собрания в любом общественном месте и приглашать туда православных христиан, создавать свои школы и печатать литературу. В 1905 г. делегация российских баптистов (Д.И. Мазаев, В.В. Иванов и В.Г. Павлов) побывала на Первом всемирном конгрессе баптистов в Лондоне, где были приняты и признаны основными вероучительными положениями баптистов так называемые «Семь основных принципов веры». В том же году под руководством Проханова был создан Совет по делам воспитания и образования, который провел первые 6-недельные курсы для миссионеров (в том числе и баптистов), впоследствии эти курсы устраивались регулярно. В феврале 1913 г. были открыты 2-годичные Библейские курсы в Петербурге, просуществовавшие до начала Первой мировой войны. В 1907 г. было образовано Баптистское миссионерское общество, председателем его был избран Павлов (зам. Мазаев), а также были созданы региональные отделы Союза баптистов –  Сибирский и Кавказский. На Всероссийском съезде баптистов в 1911 г. рассматривали вопрос об объединении церквей по районам и назначении «для их обслуживания» старших пресвитеров, в обязанности которых входил бы контроль над общинами районов, что давало союзу возможность создать более жесткую и централизованную структуру. Против этого предложения активно выступал Мазаев, однако оно было принято большинством голосов. В 1914 г., после начала Первой мировой войны, деятельность баптистов была резко ограничена в связи с тем, что их заподозрили в сочувствии к кайзеровской Германии; многие из известных пресвитеров были высланы в Сибирь. После февральской революции положение баптистов в государстве изменилось и первоначально в лучшую сторону. В опубликованной в апреле 1917 г. П.В. Павловым и М.Д. Тимошенко работе «Политические требования баптистов» были сформулированы важнейшие требования баптистов: отделение церкви от государства; свобода собраний, союзов, слова, печати; равноправие всех граждан, независимо от их вероисповедания; государственная регистрация брака; свобода богослужения и проповеди, если они не противоречат общечеловеческой морали и не отрицают государства; отмена законов, карающих преступление против религии, и право юридического лица вступать в религиозные общины и союзы. Законодательные акты Временного правительства, сохранявшие первенствующее положение православной церкви и пост обер-прокурора Синода, не оправдали надежд российских баптистов.

 



 
PR-CY.ru