БАПТИСТЫ - Страница 16

Поначалу украинские штундисты посещали собрания в немецкой общине, а позднее создали свою, в которую входили Е. Цимбал и еще 9 человек, но связей с немецкой общиной не прерывали. В деревне Любомирке первым штундистом стал И. Рябошапка, обращенный М. Гюбнером, колонистом из Староданцига. Собрания украинских штундистов представляли собой чтение и комментирование Нового Завета, пение гимнов из сб. «Приношение православным христианам» и так называемые «незаученные» молитвы, т.е. практически копировали немецкие «штунды»,  что и послужило поводом для названия их штундистами. Кроме того, они критиковали православную церковь и образ жизни своих православных соседей как неевангельский, называя их идолопоклонниками. Распространение баптизма связано с деятельностью таких немецких миссионеров, как А. Унгер, Г. Нейфельдт и Г. Виллер. 11июня 1869 г. Е. Цимбал принял повторное крещение от Г. Виллера в р. Сугаклее вместе с немецкими колонистами, а затем стал первым украинским пресвитером. От Цимбала получил «крещение по вере» Рябошапка, а от него Ратушный и другие украинские баптисты, которые сразу же начали миссионерскую работу в Херсонской и Киевской губерниях. По официальным данным, число баптистов в Херсонской губернии к 1881 г. достигло 3363 человек, а в одном только Таращанском уезде Киевской губернии – 1334 человек. Баптизм начал распространяться на области Войска Донского, в Минской, Бессарабской, Черниговской и других губерниях. В 1881 г. Рябошапка в письме министру внутренних дел попросил разрешения на открытие молитвенных домов, избрание наставников, ведение собственных метрических книг и официальное название «община крещеных христиан-баптистов»; с такой же просьбой обращается к херсонскому губернатору Ратушный. Он называет общину «обществом христиан-баптистов» или «обществом христиан-баптистов русской национальности». К письму был приложен «Краткий катехизис, или Изложение вероисповедания русских баптистов, то есть взрослокрещеных христиан». Его основные положения: спасение может быть только от Иисуса Христа, крещаемый погружается в воду один раз, к хлебопреломлению допускаются только принявшие крещение, служителей избирает поместная церковь из числа тех, кто уже рукоположен. В то же самое время баптизм начал распространяться в Закавказье, где компактно проживала секта молокан. 20 августа 1867 г. М. Кальвейт крестил в водах р. Куры молоканина Н. Воронина, положив начало истории русского баптизма. В 1871 г. был крещен 17-летний В.Г. Павлов, через 4 года по решению общины он был отправлен в Гамбургскую семинарию для получения миссионерского образования, а уже в 1876 г. Онкен рукоположил его и отправил в Россию миссионером. Павлов перевел «Гамбургское исповедание веры баптистов». Тифлисская община, реорганизованная Павловым, стала образцом для создания других общин. В 1879 г. было обнародовано «Мнение Государственного совета о духовных делах баптистов», по которому баптисты получили право свободно отправлять свои богослужения в специально предназначенных для этого помещениях, иметь в качестве духовных наставников как российских, так и иностранных подданных (последних после принесения присяги на верность), утвержденных губернатором; ведение записей браков, рождений и смертей баптистов передавалось гражданским властям. В 1882 г. последовали разъяснения, что закон не распространяется на тех, кто перешел в баптизм из православного исповедания, т.к. статья о запрете перехода из православия в другие конфессии не была отменена. В том же году по инициативе новоменнонитов И. Вилера и П.М. Фризена в колонии Риккенау состоялась первая совместная конференция братских меннонитов и баптистов, на которой присутствовали представители общин Таврической и Бессарабской губерний, Елисаветградского и Екатеринославского уездов, Владикавказа и Тифлиса. Главной темой конференции была миссионерская работа, для ее организации избрали служителей, которые получали определенное денежное содержание на время работы, а для руководства ими – «Комитет для ведения миссии» во главе с Вилером.

 



 
PR-CY.ru