Словарь по христианству Б БАПТИСТЫ - Страница 2

БАПТИСТЫ - Страница 2

Основателем первой общины баптистов считается выпускник Кембриджского университета Дж. Смит, который в 1606 г. примкнул сначала к пуританам, затем к линкольнширским сепаратистам-браунистам. В 1606 г. сепаратисты, спасаясь от религиозных преследований, были вынуждены бежать в Амстердам. Одна из групп сепаратистов, под руководством Дж. Робинсона, переехала в Лейден и впоследствии составила ядро «отцов-пилигримов», в 1620 г. отправившихся в Америку на корабле «Мейфлауэр» («Майский цветок»). Смит со своими сторонниками, включая Т. Гельвеса, поселился в Амстердаме и под влиянием учения Я. Арминия и голландских меннонитов стал сторонником арминианской доктрины об искуплении Христом Своей смертью всех людей и убежденным противником крещения младенцев. В книге «Печать зверя» («The character of the Beast», 1609 г.) он объясняет свой уход от браунистов тем, что те сохраняют практику крещения младенцев, и ссылается на анабаптистов, которые «не вводили нового завета, но установили новое, или апостольское, крещение, которым был низвергнут антихрист». Смит утверждал, что все установления Христа были утеряны, и люди должны их восстановить. Объединившись, два или три человека могут создать церковь и крестить себя сами, но крещению должны предшествовать покаяние и вера, чего нет ни в церкви Англии, ни у пуритан. В том же году Смит крестил обливанием самого себя и 36 своих сторонников, за что получил прозвище «самокрещенец» (англ. «the se-baptist, self-baptizer»). Вместе со своими последователями он был исключен из общины браунистов и создал в Амстердаме независимую общину, которая считается первой баптистской. В августе 1612 г. Смит скончался в Амстердаме, а община вскоре распалась. После его кончины была опубликована написанная им «Декларация веры». Она состоит из 27 статей и дает полное представление о его взглядах, например, в п. 2 говорится: «Веруем, что Бог создал и искупил род человеческий по образу Своему и всех людей уготовал к жизни». Крещение названо «внешним знаком прощения грехов, смерти и воскресения и поэтому не может относиться к младенцам», а «Вечеря Господня является внешним знаком общения во Христе, полноты веры членов общины на основе веры и любви», т.е. таинством, с точки зрения Смита, не является. Незадолго до смерти Смита из-за возникших разногласий группа баптистов во главе с Гельвесом вернулась в Лондон (конец 1611 г. – начало 1612 г.). В 1612 г. Гельвес был заключен в тюрьму за публикацию своей книги «Тайна беззакония» («The Mystery of Iniquity»), где он требовал полной свободы вероисповедания. Экземпляр книги он направил королю Иакову I. В 1616 г. Гельвес скончался в тюрьме, но баптисты не прекратили своего существования. Последователи Смита и Гельвеса стали называться впоследствии общими баптистами, т.к. они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа, утверждая, что Он искупил всех людей, а не только избранных. К 1626 г. в Англии существовало пять баптистских общин, в 1644 г. – 47. Между 1640 и 1660 гг. баптисты в результате долгих дискуссий пришли к выводу, что крещение должно совершаться только погружением. Общие баптисты официально заявили об обязательности такого способа крещения в своем первом исповедании, изданном в 1660 г. До 1689 г. баптисты подвергались постоянным репрессиям, и только «Акт о веротерпимости» облегчил их положение, разрешив им свободу молитвенных собраний. В XVII–XVIII вв. среди общих баптистов широкое распространение получили взгляды антитринитариев. С 1671 по 1731 гг. на заседаниях генеральной баптистской ассамблеи регулярно обсуждалась антитринитарная ересь, которая была известна в Англии с начала XVII в. благодаря социнианской (см. Социниане) литературе, привезенной из Европы, и получила распространение среди сепаратистов. К 1750 г. многие из общих баптистов стали унитариями (см. Унитарианство).

 



 
PR-CY.ru