БАПТИСТЫ

БАПТИСТЫ – члены общин, получившие название от своих взглядов на крещение, одна из крупнейших протестантских деноминаций, возникшая в Англии в первой половине XVII в. Принимая основные догматы Реформации (признание Священного Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только верой, священство всех верующих) баптисты добавили к ним собственные: так называемое крещение по вере (только взрослых, способных засвидетельствовать свою личную веру во Христа через погружение), следование принципу отделения церкви от государства, полную самостоятельность общин. Первых баптистов часто называли анабаптистами (перекрещенцами), т.к. они были противниками крещения детей и, не признавая его действительности, крестили вступающих в общину заново. Такое отношение к крещению было единственным объединяющим признаком довольно разнородного движения анабаптистов, появившегося в континентальной Европе в начале XVI в. Одним его полюсом являлись швейцарские анабаптисты, впоследствии ставшие известными как меннониты и амиши, отвергавшие не только военную службу, но даже просто ношение оружия, а другие – немецкие анабаптисты, такие, как Томас Мюнцер, Я. Матис и Иоанн Лейденский, силой оружия утверждавшие «Царство Божие на земле». Тем не менее, последователи и тех и других как в католических, так и в протестантских странах приговаривались к смертной казни (в том числе и в Англии в 1536 г.). Баптисты заявляли, что они не имеют с анабаптистами ничего общего: в первом баптистском «Исповедании веры» 1644 г. они называют себя «теми церквами, которые повсеместно ошибочно именуют анабаптистами». В приложении к «Исповеданию», которое вышло в 1646 г., они называют себя «крещеными верующими». В «Исповедании» 1688 г. – «конгрегацией христиан, крещенных по провозглашении их веры» и «крещеные конгрегациями». Позднее появляются самоназвания «крещеные церкви», «крещеные христиане», «церкви Христа» и т.д. Термин «баптисты» постепенно стал основным деноминационным определением и был юридически закреплен в «Акте о веротерпимости» 1689 г., где баптисты названы в одном ряду с пресвитерианами и диссидентскими индепендентами, но дозволенными деноминациями. Реформацию в Англии, послужившую началом баптизма, можно назвать «реформацией сверху», т.к. основной движущей силой были светские власти. Начало процессу положил отлученный папой Римским Климентом VII (1523–1534 гг.) от церкви король Генрих VIII (1509–1547 гг.), которого 3 ноября 1534 г. парламент провозгласил главой церкви Англии. Доктрина англиканской церкви представляла собой сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма, соединяя в себе, например, учение об оправдании верой и предопределении избранных ко спасению, с одной стороны, и сохранение церковной иерархии (епископальное устройство) во главе с королем – с другой. Вскоре в стране появилось движение пуритан (от лат. purus – чистый), выступавших за продолжение реформ и очищение церкви от остатков папизма, а также требовавших замены епископальной системы на пресвитерианскую, при которой местные церкви управлялись бы пресвитерами, выбранными прихожанами. Пресвитериане (умеренное крыло пуритан) были строгими кальвинистами и сторонниками государственного контроля над церковью. Радикалы, сепаратисты (или индепенденты) выступали за отделение церкви от государства и за полную самостоятельность местных общин-конгрегаций (отсюда их другое название – конгрегационалисты), которые считали, что церковь нельзя отождествлять со всем крещеным населением, т.к. ее членами могут быть только покаявшиеся в своих грехах и искренне уверовавшие во Христа. Сепаратисты с конца XVI в. организовывали свои приходы, но особой церкви не создали и со временем исчезли. Сепаратизм явился питательной средой для браунистов, бэрроуистов, антитринитариев, квакеров, пресвитериан и баптистов.

 



 
PR-CY.ru