БАВИЙ ВЕЛИКИЙ, Баввай Раба

БАВИЙ ВЕЛИКИЙ, Баввай Раба (около 550 – около 628 гг.) – ключевая фигура в истории формирования вероучения Церкви Востока. Был настоятелем видного центра восточно-сирийской учености – монастыря на г. Изла, расположенного к востоку от Нисивина. В 609–628 гг., когда шах Хосров II под влиянием своего врача, представителя Западно-сирийской церкви, Гавриила Шингарского, запретил избирать нового католикоса Церкви Востока, Бавий Великий фактически являлся ее главой. Он приобрел известность своей монастырской реформой, направленной на «искоренение мессалианства» и подъем церковных школ, и полемикой с оригенистом Хнаной Адиабенским и халкидонитом Мартирием-Сахдоной. Баввай Раба был автором многих сочинений экзегетического, гимнографического, канонического, житийного и полемического характера. Наиболее известен его христологический трактат «Слово о божестве и человечестве (Христа), и о (Его) лице единства», озаглавленной его издателем и переводчиком на латинский язык, А.А. Васхальде, как Liber de union. В этом труде Бавий Великий осуществил синтез антиохийской традиции богословия и оригинальной арамеоязычной традиции Церкви Востока, причем использовал апологическое сочинение Нестория (так называемую «Книгу Гераклида»), к тому времени уже известную в сирийском переводе. Баввай Раба зафиксировал ставшую традиционной для Церкви Востока христологическую формулу «две природы, две кномы (частные данности природ) в одном лице сыновства и одной воле». «Лицо сыновства» он понимал в русле антиохийской традиции как сложное, в котором познается личное взаимопроникновение божества и человечества. Для Бавия Великого приемлемо именование Девы Марии «Богородицей» (сир. Йалдат Алаха), если оно сопровождается соответствующими пояснениями. Его вероучительный синтез лег в основу официальной христологии Церкви Востока. См. также АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА.

 
PR-CY.ru