БААДЕР Венедикт Франц Ксаверий фон

БААДЕР Венедикт Франц Ксаверий фон (1765–1842 гг.) – выдающийся немецкий католический философ, социолог и теолог, представитель романтизма. В своем творчестве стремился соединить теологию с философией. Родился в Мюнхене. Его отец был врачом. Под его влиянием Баадер с 1781 г. изучал медицину в Ингольштадтском университете, в 1783 г. – в Вене, с 1784 гг. – в Мюнхене, некоторое время занимался медицинской практикой. Эти занятия угнетающе действовали на него, и он, бросив медицину, перешел к изучению естественных наук, в 1788–1792 гг. учился в Горной академии во Фрейбурге, затем несколько лет жил в Эдинбурге, а с 1796 г. – в Мюнхене. В 1786 г. Баадер написал книгу «Vom Wärmestoff». До 1820 г. занимал различные административные должности, в том числе управляющего стекольным заводом. Только в 1806 г. написал философскую работу  «Ueber Kants Déduction der praktischen Vernunft» («О дедукции Кантом практического разума»), появившуюся в печати в 1809 г. Отправным его пунктом послужила философия Канта, Фихте и особенно Шеллинга. Баадер испытал сильное влияние Я. Бёме, В. Вейгеля Г.В.Ф. Гегеля. Однако он сразу выступил как вполне самостоятельный философ и, занимая близкую к Ф. Шеллингу позицию в сфере натурфилософии, в более глубоких проблемах философии религии встал на точку зрения, прямо противоположную шеллинговскому пантеизму. Первое их личное знакомство состоялось в 1806 г., когда Шеллинг из Вюрцбурга переселился в Мюнхен. В свою очередь, религиозно-философские идеи Баадера повлияли на творчество Ф. Шеллинга, С. Кьеркегора, славянофилов, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева. Судя по сохранившимся воспоминаниям современников, он оказывал сильное влияние на тех людей, с которыми входил в личные отношения благодаря свойственному ему энтузиазму и исключительному дару слова. По его совету шеллингианцем Шубертом было переведено на немецкий язык сочинение Сен-Мартена «Esprit des choses» («Дух вещей»), воззрения которого, совместно с творениями Я. Бёме, определили характер философии Баадера, придав ей религиозное направление в духе христианства. Наряду с новейшими мистиками он изучал философию Средневековья и патристики, стремился к возрождению религиозного сознания, а главными препятствиями к этому считал новоевропейский классический рационализм и идеалы Французской революции, исходя из идеи нравственной автономии личности, которая в своих поступках обусловлена движениями воли. Полемизируя с «Критикой чистого разума» И. Канта, в которой, как утверждал Баадер, разум оказывается «слепым» при познании Бога, высоко ценил «Критику практического разума», в которой обосновывалась потребность в религии. Он считал, что разум человека не автономен в познании, действен лишь постольку, поскольку не утратил живой связи с Богом. Как и большинство других романтиков, Баадер считал, что эпоха создает необходимые условия для «омоложения» устаревших и окостеневших религиозных институтов, и призывал к борьбе с революционным движением как общественных деятелей, так и представителей власти, указывая на необходимость восстановления живой связи с религией и проведения религиозных начал в саму государственную жизнь. Находясь под влиянием русского православия, он утверждал, что обновление христианства может осуществиться благодаря православной идее соборности. Поэтому летом 1814 г. представил три записки одинакового содержания прусскому королю и австрийскому и русскому императорам, которые, в связи с влиянием на Александра I баронессы Крюденер, послужили одним из основных поводов к возникновению Священного союза трех монархов. На будущее России Баадер возлагал особую духовно-историческую миссию, утверждая, что русская нация сохранила тот «религиозный инстинкт», который в Западной Европе заглох под влиянием антирелигиозного века Просвещения. Увиденные им в остзейских губерниях православные церкви поразили его сохранением в них форм глубокой древности, а Петербург казался удобнейшим пунктом для учреждения религиозно-просветительной академии, которую он и думал основать при содействии князя А.Н. Голицына.

 



 
PR-CY.ru