БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ – наука, ставящая своей задачей проследить судьбу библейского (т.е. древнееврейского) народа в течение всего того периода его жизни, который нашел себе отражение в его священных книгах, а именно в Библии, т.е. от появления его на исторической арене до окончательного прекращения его существования в качестве самостоятельной политической единицы. Хотя рамки библейской истории хронологически определяются сами собой, но при ближайшем рассмотрении вопроса оказываются и некоторые разногласия в этом отношении. Одни исследователи считают началом библейской истории собственно тот момент, когда на сцену истории выступает древнееврейский народ как самостоятельная историческая единица, занявшая определенное место среди других народов, и потому начинают повествование с Авраама, как родоначальника еврейского народа (как, например, Мильман, Стэнли и др.). Другие проводят нить исторического исследования дальше и начинают повествование с родоначальника всего человечества – Адама и вообще с сотворения мира (как большинство библейских историков). И этот последний взгляд имеет больше оснований. Главный источник библейской истории, именно Библия, начинает свое повествование с сотворения мира и человека, чтобы затем уже в определенный момент перейти к изложению собственно судеб еврейского народа. Весьма примечательно, что в то время, как другие народы Востока решительно теряли нить общечеловеческого единства и каждый считал себя автохтоном, т.е. сыном своей земли и независимым от остального человечества, еврейский народ ясно сознавал идею единства человеческого рода и себя признавал лишь одной ветвью на общем стволе человечества, вследствие чего и свою историю начинал не с истории своего национального родоначальника (Авраама), а с истории родоначальника всего человечества (Адама). Разногласие в понимании пределов библейской истории находится еще в зависимости от той общей точки зрения, с которой смотрят на предмет. Одни ничего не хотят видеть в истории древнееврейского народа, кроме известного естественноисторического процесса, развивавшегося по общим историческим законам, а потому выдвигают исключительно национальный интерес, вследствие чего и сама наука библейской истории у них получает характер национальной «истории израильского народа» (взгляд еврейских ученых библеистов вроде Греца и рационалистов вроде Ренана). Другие, напротив, в большей или меньшей степени признают ту провиденциальную точку зрения, которая составляет характеристическую особенность самой Библии и по которой еврейский народ был народом «избранным», исключительным хранителем великих религиозных истин, долженствовавших найти себе полнейшее развитие и проявление в христианстве, следовательно, народом, на котором, так сказать, вращалась вся ось всемирно-исторического развития и без которого история человечества потеряла бы всякий смысл и не достигла бы своей цели. Эта точка зрения, начиная с Августина Блаженного, сделалась господствующей в библейской исторической литературе, и она продолжает преобладать и сегодня, находя себе оправдание не только в общем христианском миросозерцании, но и в тех выгодах, которые она представляет в интересе подведения библейско-исторического материала под определенные законы всемирно-исторического развития.



 
PR-CY.ru