БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА

БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА – значительные собрания книг по различным отделам богословских знаний и духовной литературы. Древнейшей «богословской» библиотекой было то собрание священных книг, начало которому, согласно преданию, положил Моисей  (Втор. 31, 26), и которое затем постепенно пополнялось (1 Цар. 10, 25). Кроме того, у евреев с ранних пор существовали публичные архивы. Что касается христианских библиотек, то они стали появляться в III в. н.э. и устраивались обычно при церквах. Древнейшая из них – Иерусалимская, основанная в III в. Иероним Блаженный упоминает о Кесарийской библиотеке, основанной Юлием Африканом и обогащенной церковным историком Евсевием, при котором она имела до 30 тыс. томов. В Константинополе библиотека была основана Константином Великим. При Феодосии Младшем она имела до 100 тыс. томов и штат служащих, состоявший из библиотекаря и семи переписчиков. При императоре Зеноне, имея уже до 120 тыс. томов, она была уничтожена пожаром (в 437 г.), потом была восстановлена, но во время иконоборческих смут снова погибла (в 726 г.) и хотя снова была восстановлена, но далеко уже не с прежним богатством книг. Кроме того, богатыми книжными собраниями обладали монастыри, как греческие, так и сирийские и египетские. В настоящее время самые замечательные духовные библиотеки Востока находятся: в Иерусалиме – патриаршая, на Афоне – монастырские, в Смирне, а также в некоторых монастырях Фракии и Македонии. Значительная часть других старинных книжных собраний Востока перешла в европейские библиотеки. Из древнейших церковных библиотек Запада исторически известны: библиотека Иппонской церкви, которой Августин Блаженный подарил свое собственное собрание, и устроенная папой Иларием (V в.) библиотека при Латеранской церкви св. Иоанна. В Средине века главными хранителями книжных богатств были монастыри. В эпоху Возрождения собиранием книг занимались и частные лица (например, Медичи во Флоренции). В Новое и Новейшее время устройство библиотек становится делом ученых обществ и учреждений. Самой замечательной духовной библиотекой на Западе является Ватиканская, образовавшаяся из Латеранской библиотеки, прочное основание которой положил папа Николай V (в 1447 г.), обогативший ее 5 тыс. рукописей. В настоящее время Ватиканская библиотека насчитывает более 220 тыс. томов и около 26 тыс. рукописей, в том числе знаменитый Ватиканский кодекс Библии. Другие духовные библиотеки существуют при монастырях, церквах и учебных заведениях. Но не меньше интереса представляют также не специализированные духовные библиотеки Запада, особенно по богатству рукописного материала, относящегося к первым векам церковной истории. Богатейшими библиотеками Запада в настоящее время являются: Британский Музей в Лондоне (существует с 1753 г.), имеющий 142 млн. книг и 50 тыс. рукописей; Национальная (прежде королевская, потом имперская) библиотека в Париже (с 1595 г.) – 2 млн. 290 тыс. книг и 80 тыс. рукописей, а также Императорская библиотека в Берлине (с 1661 г.) – около 80 тыс. томов и 24 тыс. рукописей. На Руси первые библиотеки были церковными как по составу книг, так и по тому факту, что устраивались обычно при церквах и монастырях. Считается, что первая русская библиотека была основана Ярославом, который в 1037 г., по словам «Повести временных лет», «списав много книг, положи их в церкви св. Софии». Из Несторова «Жития Феодосия» видно, что Печерская обитель также имела у себя собрание книг. Имели библиотеки и другие монастыри и церкви Киева, как это видно из упоминания Лаврентьевской летописи (1204 г.) о книгах, захваченных в Киеве «от церквей и монастырей» половцами. Подобные книжные собрания были и в других городах, причем, собиранием книг занимались не только учреждения (монастыри и церкви), но и частные лица. Так, Суздальский летописец упоминает о книгах Ростовского епископа Кирилла (две книги из его библиотеки уцелели до нашего времени). С перенесением центра русской жизни в Москву и здесь появились значительные собрания книг.

 



 
PR-CY.ru