БРАТСКИЙ ДВОР

БРАТСКИЙ ДВОР – московский центр старообрядцев Филипповского согласия, находился в Дурном (ныне Товарищеский) пер., во дворе дома № 6. В 1770 гг. в Рогожской (на Таганке) и Пятницкой (на Балчуге) частях Москвы сложились сообщества филипповцев, главным образом, выходцев из села Кимра Корчевского уезда Тверской губернии (ныне город Кимры). Около 1790 г. на средства тверского купца Т.И. Долина в Дурном пер. (Рогожская часть) было начато сооружение филипповского молитвенного дома и богадельни, для которой построили два каменных флигеля. По желанию Т.И. Долина первым наставником общины стал кимрский монах Варлаам, имевший среди филипповцев славу подвижника. При следующем наставнике А. Яковлеве, плодовитом писателе-полемисте, на Братском дворе появились иконописная мастерская, где трудился талантливый художник П. Иванов, меднолитейная, книгописная и переплётная мастерские. В богадельне, где был принят строгий устав, предписывавший, в частности, обязательное безбрачие, жили около 30 человек. Постепенно число прихожан моленной увеличилось до 300, из разных регионов на Братский двор поступали многочисленные пожертвования. В 1809 г. наставником общины стал П. Иванов, при нём после 1812 г. была возведена каменная обширная моленная, посвящённая Успению Пресвятой Богородицы, Преображению Господню, Николаю Чудотворцу и преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. 1815–1825 гг. были временем расцвета филипповщины в Москве и Братского двора как центра согласия. В 1818 г., после смерти П. Иванова, наставниками на Братском дворе стали московский купец А. Кузмин и выходец из Кимр Г.Н. Шлюхин, по решению которых с Братского двора в российские губернии начали отправлять посланцев для усиления влияния московской общины. Первым в Орловскую губернию в имения князя Виктора Павловича Кочубея поехал М. Григорьев. Он устроил у местных филипповцев общественную моленную, избрал наставника; затем его путь лежал в Тамбовскую, Саратовскую и Рязанскую губернии. А. Семёнов был направлен в филипповские общины Тверской и Ярославской губерний. В результате этих поездок укрепились связи московских филипповцев с иногородними сообществами, в Москву переселились многие последователи согласия, в том числе дети А.Я. Молоткина, управляющего орловскими имениями князя В.П. Кочубея, которые были главными ктиторами Братского двора в 1830 гг. Число прихожан моленной в эти годы достигло 600, в богадельне жили около 80 человек. Начиная с 1840 гг. усилия московских филипповцев были направлены на конспирацию общины, сохранение моленной и богадельни от преследований властей, для чего постройки Братского двора несколько раз переписывались на разных владельцев. В дальнейшем все окрестные дома были приобретены купцами-филипповцами, в них жили последователи согласия, приезжавшие на Братский двор из других городов. Здания соединялись потайными ходами, ворота моленной были устроены таким образом, что в неё можно было войти только по одному. Во второй половине ХIХ в. на Братском дворе обсуждались все основные вопросы, связанные с внутренней жизнью филипповцев, а также с их отношением к разного рода «внешним». Особо активной была полемика по вопросу о возможности брака у беспоповцев (см. ст. Брак), основные этапы этой полемики описаны в анонимном сочинении 1900 г. «Достопочтенный вопросителю! и друже Иван Михайлович!». В начале XX в. Братский двор пережил подъём, рядом с моленной была возведена колокольня (построена после 1905 г., уничтожена в 1926 г.). 15 января 1912 г. на Братском дворе состоялся Собор, решения которого подтвердили строгие правила согласия. Моленная на Братском дворе была закрыта в 1933 г., снесена в 1982 г. В 1990 г. уничтожили последнее из зданий бывшей богадельни (д. № 6).

 
PR-CY.ru