«БОГОРОДИЧНИК»

«БОГОРОДИЧНИК» – гимнографическая книга, содержащая каноны в честь Пресвятой Богородицы. Формирование «Богородичника» как особого типа литургической книги связано с деятельностью Иоанна Мавропода (вторая половина XI в.), автора многих канонов, посвящённых Божьей Матери (так, в рукописи XII–XIII вв., насчитывается 67 его канонов Богородице). Основное содержание «Богородичника» – каноны в честь Божьей Матери, употребляемые ежедневно на повечериях, расположенные по восьми гласам, а внутри каждого гласа – по дням седмицы. Таким образом, «Богородичник» тесно связан с Октоихом, книгой седмичных песнопений, и со временем вошёл в его состав (ср. заглавие Октоиха в рукописи начала XIII в.: «Октоих с Богородичником»). Кроме того, в «Богородичнике» обычно входили и другие богородичные каноны покаянного или благодарственного содержания, иногда – стихиры Богородице Павла Аморийского (XVI в.); нередко в состав «Богородичника» также включались каноны Святой Троице Митрофана, епископа Смирнского (например, XIII–XIV вв.). Во многих рукописях авторство «Богородичника» ошибочно приписывается Иоанну Дамаскину. В 1643 г. «Богородичник» был издан в Венеции Агапием, с тех пор многократно переиздавался. Издание 1796 г. было подготовлено Никодимом Святогорцем. Книга получила большое распространение в греческом мире и переиздаётся до сих пор. В заглавии издания 1796 г. указывается, что книга содержит 62 канона 22 песнотворцев; в издании 1991 г. – 63 канона. Последним помещён канон, «во все субботы вечером читаемый на святоименной горе Афон». Каноны из «Богородичника» Никодима Святогорца широко используются в греческой богослужебной практике. «Богородичник» был распространён в славянской рукописной традиции XIV–XVII вв. Его перевод был выполнен не позднее начала XIV в. на Афоне болгарским книжником Иоанном – «феотокарь» упомянут в перечне текстов, переведённых или отредактированных Иоанном (список текстов был зафиксирован его учеником иеромонахом Мефодием в послесловии к рукописи Октоиха). Древнейший сохранившийся список «Богородичника», фактически современного переводу, представлен болгарской рукописью начала или первой четверти XIV в. (Российская национальная библиотека). Памятник известен исследователям также в ряде бумажных сербских списков XIV в., старший из которых датируется серединой столетия; другие списки – последней четвертью XIV в. На Руси «Богородичник» получил распространение только со вторым южнославянским влиянием, старший список (по мнению исследователей, связанный с рязанскими землями), копирующий среднеболгарский оригинал, относится к концу XIV – началу XV вв. (Российская государственная библиотека). Из числа ранних русских списков «Богородичника» исследователи отмечают также пергаменную рукопись первой трети XV в. Позднее «Богородичник» был широко распространён в восточнославянских и южнославянских списках. В ранний период славянского книгопечатания «Богородичник» не вошёл в число литургических книг, издававшихся типографическим способом, по мнению исследователей, из-за того, что «Богородичник» полностью входит в Октоих. В XVIII в. вышли несколько изданий «Богородичника»  (например: Киев, 1716, 1746 гг.). Большого распространения «Богородичник» в Русской православной церкви не получил.

 
PR-CY.ru