«БОЛЬШИЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРОНИКИ»

«БОЛЬШИЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРОНИКИ» (фр. «Grandes Chroniques de France») или «Хроники Сен-Дени» – летописный свод истории французской монархии, начиная со времен её возникновения. Создавались с начала XI в. до конца XV в., важный источник, содержащий сведения о политической истории Франции. «Хроники» охватывают времена Меровингов, Каролингов и Капетингов, начинаясь с легендарных времён – истории троянцев, считавшихся прародителями французов. Работа по составлению летописного свода шла на латинском языке с конца XII в. на основе анналов аббатств Флёри (до середины XI в.) и Сен-Дени (с начала XI в.), а также «Истории франков» Эмуана из Флёри (ум. в 1008 г.), продолженной до 1165 г. В конце XIII в. свод был доведён до 1285 г. Приведение записей аббатства Сен-Дени в порядок связывают с именем великого аббата Сугерия (основоположника готической архитектуры и советника короля). Сугерию принадлежит идея планомерного создания в аббатстве исторических работ на латинском языке, начиная с его собственного «Жизнеописания Людовика Толстого» («Vita Ludovici Grossi») – труда, который позднее, наряду с «Деяниями Филиппа Августа» («Gesta Philippi Augusti Francorum Regis») Ригора (1209 г.), продолженными до 1220 г. Гийомом Бретонским (Guillaume le Breton), был положен в основу «Хроник». До этого исторические работы, выполненные в Сен-Дени, были разрозненными записями различных авторов, собранными без особого порядка анонимными монахами. В 1250 г. по приказу Людовика IX Святого монах монастыря Сен-Дени Примат (Primat de Saint-Denis), начал переводить летописный латинский сборник на французский язык. В 1274 г. работа монаха была закончена и преподнесена новому королю – Филиппу III Смелому (1270–1285 гг.). По сравнению с исходным текстом Примат внёс в свой труд некоторые изменения и дополнения, а также продолжил повествование, доведя его до своего времени (оригинальный экземпляр его работы в наши дни исследователи нашли в библиотеке Святой Женевьевы в Париже). Текст носил название «Roman des Rois». В конце XIII в.  он был дополнен жизнеописаниями Людовика VIII Льва, Людовика IX Святого и Филиппа III Смелого, принадлежавшими перу сен-денийского монаха Гийома из Нанжи, а с начала XIV в. за этим французским переводом закрепилось название «Больших французских хроник». До 1340 г. обе редакции велись параллельно. Историки отмечают значение монахов Сен-Дени для средневековой французской историографии: «В написании истории французской монархии монахи Сен-Дени сыграли беспрецедентную роль, вершиной которой стали «Grandes Chroniques de France».

 



 
PR-CY.ru