БЕЛЬТИНГ Ханс

БЕЛЬТИНГ Ханс (род. в 1935 г.) – немецкий историк и теоретик искусства, специалист по восточно-христианскому искусству Средневековья. Изучал археологию, историю и историю искусства в Риме и Майнце. В 1959 г. получил учёную степень по специальности история искусства. Продолжил образование в Гарвардском университете (занимался средневековым искусством в Дамбартон-Окс под руководством Эрнста Китцингера и Отто Демуса). Защитил докторскую диссертацию по средневековому искусству Беневента (1965 г.; «Studien zur beneventanischen Malerei», 1968 г.), доцент Гамбургского университета (1966–1970 гг.), ординарный профессор Гейдельбергского университета (1970–1980 гг.); возглавлял кафедру истории искусства в Мюнхенском университете (1980–1992 гг.), профессор истории искусства и теории средневековых искусств Высшей школы дизайна в Карлсруэ (с 1992 г.), приглашённый профессор в Гарвардском (1970, 1973, 1984 гг.), Колумбийском университетах (1989–1990 гг.), Коллеж де Франс (с 2002 г.). Член ряда академий. Научные интересы Ханса Бельтинга затрагивают социологию и антропологию средневекового искусства (работа о роли публики в Средние века: «Patronage in 13th Cent. in Constantinople. Dumbarton Oaks», 1978 г.; «Das Bild und sein Publikum im Mittelalter», 1981 г.). В книге «Конец истории искусства» («Das Ende der Kunstgeschichte», 1984 г.) развил идею Ганса Зедльмайра о конце искусства в эпоху модернизма, выдвинув тезис и о конце науки об искусстве, ставшей экспериментом, но не на художественном, а на интеллектуальном уровне. Результатом общетеоретических и методологических исследований Ханса Бельтинга стал фундаментальный труд «Образ и культ: Образ до эпохи искусства» («Bild und Kult: Das Bild vor dem Zeitalter der Kunst», 1990, 2005 гг.). Искусство, считает Ханс Бельтинг, появившееся в эпоху Возрождения как частный, кризисный вид художественной деятельности человека, направлено на создание образов. Ханс Бельтинг опирается на широкое понятие образа, подчёркивая его субъективный и антропологический характер: человек создаёт свой образ, образы мира, людей и, наконец, Бога; рассматривает иконопочитание не только с богословской и литургической, но и с социально-психологической точек зрения. Книга отличается систематичностью подачи материала и полемическим изложением. Анализируя проблематику восточно-христианского искусства, Ханс Бельтинг сравнивает восточную и западную традиции искусства (не в пользу последней). Критики отмечают как характерную черту этой работы введение понятий «веры богословов» и «веры народных масс» (тезис о «силе образов и бессилии богословов»). Свойственный Хансу Бельтингу метод переосмысления традиционной истории искусства наиболее ярко выражен в книге «Невидимый шедевр: Современные мифы об искусстве» («Das unsichtbare Meisterwerk: Die modernen Mythen d. Kunst», 1998 гг.). Автор рассматривает «культ искусства» как «религию прекрасного», возникшую в эпоху Возрождения в результате упадка подлинного сакрального искусства, исследует «историю идей», сопровождающих искусство, которое сначала стало объектом поклонения, а затем, оттеснённое собственными техническими средствами («медиумами», по терминологии Ханса Бельтинга), превратилось в «невидимый шедевр», в плод самообмана художников и историков искусства. В работе «Антропология образа: Набросок науки об образе» (2001 г.) Ханс Бельтинг продолжил развитие темы о разрыве в современной культуре триады «человек-тело-образ», что, по мнению автора, влечёт за собой утрату целостного образа самого человека.

 
PR-CY.ru