БОХТИШО

БОХТИШО – знаменитая на Ближнем Востоке в VIII–XI вв. династия врачей-христиан. Происходили из сирийцев-несториан из города Гундишапур (араб. Джунди-Сабур, сир. Бет-Лапат), который славился своей медицинской школой. Основоположник династии Джурджис ибн Бохтишо (ум. в 769 г.), глава местного госпиталя, автор медицинских трактатов, был в 765 г. приглашён к халифу аль-Мансуру, страдавшему от болей в желудке. Исцелив халифа, Джурджис остался при дворе, однако перед смертью испросил разрешения вернуться на родину и был отпущен с большим почётом. Его сын Бохтишо, к которому перешло заведование госпиталем в Гундишапуре, был вызван в Багдад халифом аль-Махди (775–785 гг.) к тяжело заболевшему наследнику. Несмотря на успешное исцеление больного, Бохтишо был вынужден впоследствии покинуть столицу из-за интриг соперников. В 787 г. халиф Харун ар-Рашид, страдавший от головных болей, снова призвал его ко двору и сделал своим личным врачом. После смерти Бохтишо в 801 г. эту должность унаследовал его сын Джибраил, уже снискавший известность как искусный врач (медицинские знания того времени передавались от отца к сыну как секреты профессионального мастерства). Во время предсмертной болезни Харуна ар-Рашида в 809 г. Джибраил впал в немилость за свои слишком откровенные прогнозы и консультации. Некий епископ, лечивший Харуна ар-Рашида после Джибраила, ещё больше настроил против него халифа, который приговорил его к смерти. Однако везир намеренно промедлил с исполнением приговора, Харун ар-Рашид умер, а его сын аль-Амин снова сделал Джибраила придворным врачом. После свержения в 813 г. аль-Амина его братом аль-Мамуном Джибраил провёл несколько лет в заточении, в 817 г. был освобождён и приближен ко двору, через три года снова попал в опалу и был заменён своим зятем Михаилом. Однако в 827 г., когда Михаил не смог исцелить халифа от болезни, аль-Мамун в очередной раз призвал в Багдад Джибраила, а затем в благодарность за своё быстрое выздоровление вернул ему придворный пост и всё конфискованное имущество. Джибраил умер в следующем году и был похоронен в одном из багдадских монастырей. Сын Джибраила Бохтишо II (ум. в 870 г.) был личным врачом халифов аль-Мамуна, аль-Васика и аль-Мутаваккиля; его блестящая карьера также неоднократно прерывалась периодами опалы: по приказу аль-Мутаваккиля в 858 г. он был бит плетьми и сослан на Бахрейн, а потом снова бит плетьми и закован в цепи. Из других представителей этой династии известны Юханна (Яхья; ум. в 912 г.), Бохтишо III (ум. в 941 г.), придворный медик халифов аль-Муктадира и ар-Ради, и Джибраил II, который славился во второй половине X в. по всему Ближнему Востоку. Он жил в Багдаде и периодически выезжал для медицинских консультаций ко дворам соседних мусульманских правителей, посетил в Ширазе буидского султана Адуд ад-Даула, отклонил предложение фатимидского халифа переселиться в Каир и, наконец, во время визита к эмиру Майафарикина был насильственно удержан им в этом городе, где и скончался в 1005 г. Там жил и его сын Абу Саид Убайдаллах (ум. в 1060 гг.), единственный из представителей династии, чьи литературные труды сохранились, в том числе словарь медицинско-философских терминов и трактат о природе любви. В халифате Омейядов и Аббасидов христиане, носители высокоразвитой культурно-цивилизационной традиции, играли важную роль в государственном управлении, науке и искусстве. Медицина и фармакология были долгое время почти монополизированы христианами и иудеями, что вызывало определённое недовольство в мусульманской среде. В XIII в. арабский учёный Ибн Абу Усайбия составил свод биографий знаменитых врачей средневекового Востока, и 66% из приведённых там персоналий были христианами. Всего за первые шесть веков существования мусульманской цивилизации известно 215 врачей-христиан. Представители клана Бохтишо были самыми знаменитыми в этом ряду.

 
PR-CY.ru